Музыкальная Котка, или Откуда родом финский джаз

В Финляндии любят хэви-металл, это знают все. А знаете ли вы, что Котка – родина финского джаза? Я услышала об этом случайно, в Морском центре Велламо. И хотя в Хельсинки и Пори не согласятся с таким утверждением, коткалайсет, то есть жители Котки, стоят на своем.
Всё найдётся… в Велламо
Надо сказать, что многие мои открытия о Котке, регионе Кюменлааксо и мореплавании в Финляндии случились в Морском центре Велламо. Такой музей: очень многоплановый и информативный, густо населённый разнообразными экспонатами, меняющийся и  нескучный. Так вот, однажды, гуляя здесь, я уткнулась носом в манекен в шикарном белом костюме с чёрной бабочкой, у ног которого скромно притулился аккордеон.
От этого образа повеяло Диким Западом и всеми связанными с ним атрибутами, включая черный джаз-бэнд с аккордеоном, саксофоном, кларнетом и ритм-секцией. Оказалось, у меня родился правильная мысль. Персонаж в белом костюме напоминал посетителям музея, что когда-то, почти сто лет, в Котке появился джаз.
Кстати, сразу хочу сказать, что автор этих строк ни разу не специалист в музыке и никогда не отличит новоорлеанский джаз, предположим, от чикагского. Но, во-первых, я люблю музыку, во-вторых, было бы грех не рассказать историю, которая произошла и до сих пор происходит здесь, в старом порту Кантасатама, где находится Морской центр Велламо.
Корабли уходят, гавань остаётся 
Порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы имеют особую притягательную силу. Здесь верится, что от новой жизни вас отделяет три часа лёта или пять часов ходу. И даже если, как в нашем случае, корабли приходят в порт уже не часто, ветер странствий по-прежнему тревожит, напоминая о былом. 
Прошлое у старого порта в Котке самое что ни на есть достойное. Город был основан в 1879 году и поднялся на экспортной торговле древесиной, которая сплавлялась из центральной Финляндии по реке Кюми. Тысячи крепких, здоровых финских мужчин горбатились на сплаве бревен в районе Хиетаниен. В порту стояли до нескольких десятков кораблей одновременно. В портовых кабаках звучала иноземная речь со всех концов света. Дорвавшимся до берега морячкам и одуревшим от тяжелой работы портовым грузчикам требовалось немного: выпивки и развлечений. И они сполна получали и то, и другое. В бытность, когда Кантасатама был действующим портом, вплоть до 60-х годов прошлого века, прилегающие улицы была сплошь заполнены ресторанами и тавернами разных сортов. Говорят, что если их можно было бы выстроить в линию, они протянулись бы километра на четыре.
Старый порт Кантасатама в Котке. Фото: из Интернета
Сегодня остался один из этих ресторанов – "Кайро". Оказалось, каждый понедельник здесь играют джаз-бэнды, и сюда люди ходят танцевать. А потом выяснилось, что возможно именно здесь, в Котке, появились первые ростки финского джаза. И вот мы здесь. Гиды Котки, Хамины, Ловиисы и журналисты, приехавшие на праздник День России в Велламо, пришли отметить 8 марта в ресторан "Кайро". Женский день в Финляндии не особенно отмечают, и потому концерт не был запланирован. Но директор ресторана пригласил две юные команды из местного училища ЕКАМИ сыграть в нашу честь.
Русские журналисты и гиды в ресторане "Кайро" Роза Котки форевер
Обычно, когда я рассказываю о новом месте в Финляндии, то всегда говорю, как его найти. Так вот, добраться до "Кайро" очень просто. Если вы хоть раз бывали в Морском центре Велламо, наверняка проезжали мимо и наверняка не замечали – неприметное, похожее на ангар, светло-серое здание на Портовой улице – Satamakatu, 7. Но, ох, как обманчива эта простота!  Самый старый ресторан Котки, оказывается, охраняется как объект культуры.
Ресторан "Кайро", фото: сайт ресторана
Внутренние интерьеры вполне типичные: эстрада, навощённый танцпол, мощное освещение, крепкие деревянные столы, штурвальное колесо и прочий морской антураж. Главная достопримечательность  этого заведения – портрет в полный рост обнаженной темноволосой девушки, «скрытой» лишь прозрачной накидкой. Судя по «почерку», писал самодеятельный художник, как сказали бы сейчас, наивист. Это и есть та самая легендарная Роза Котки (Kotkan Ruusu), один из символов "города-орла".
Интерьеры ресторана "Кайро" в Котке
Говорят, вся жизнь этой красавицы была чередой бед. Розалия Гуревич или Гурович (Rosalia Gurovitsch), рожденная в 1902 году в Выборге в еврейской семье, в юном возрасте вышла замуж за финна - полицейского Лаури Мякинена, что было категорически неприемлемо для родителей.  Роза родила ребенка, а её мать, не выдержав позора кровосмешения, покончила с собой. Семейная жизнь дочери, между тем, не задалась. С мужем Роза развелась, а дочь отдали в приёмную семью. Впоследствии Элеонора Hirvimaan стала манекенщицей и, говорят, преуспела на этом поприще.
Легендарная "Роза Котки" на картине в ресторане "Кайро"
Чего нельзя было сказать о Розе. Еще до войны она переехала в Котку; владея русским, шведским, английским и немецким, преподавала языки; подрабатывала шитьём, а позднее открыла парикмахерскую по соседству с Кайро. Морячки заглядывали подстричься и, как злословили недруги, не только. Слишком много мужчин, слишком много вина, слишком вызывающие наряды… Её осуждали, и её обожали. И было в ней, очевидно, что-то такое, что, несмотря на образ жизни, несовместимый с общественной моралью, композитор Хелви Мяккинен и поэт Лео Анттила написали о ней проникновенное танго, которое уже полвека поют в Финляндии как известные исполнители, так и деревенские самодеятельные ансамбли. Kotkan Ruusu – так оно называется, и вряд ли найдется в Финляндии человек, который не знает этот мотив. В "Кайро" его играют буквально на каждых танцах. Послушайте и вы.
Откуда ветер дует 
Момент славы Розы Гуревич пришелся примерно на те годы, когда в Котке появился джаз. Точнее говоря, американскую музыку здесь начали играть в конце 19 века, когда в порт пришли первые корабли из Штатов. Но джаз как таковой появился в Финляндии позже, и дата широкого распространения этой бациллы точно известна. В 1926 году в Хельсинки причалил круизный суперлайнер "Андания".
Пароход Andania. Фото из Интернета
Оркестр, игравший на его борту, играл вошедший в моду за океаном джаз, а в его составе - бывший гражданин  Финляндии саксофонист Томми Туомикоски. Во второй половине XIX века многие финны покидали родину ради призрачного счастья за океаном. Среди них были и родители Томми. Он родился в 1900 году, стал одним из первых финно-американских джазменов.
В 1926-м "Андания" вернулась в Америку без Туомикоски: он решил продолжить карьеру на родине предков. Публика, особенно женская её часть, сходила с ума и от того, как он играет, и от того, как при этом двигается, извиваясь как змея. Казалось, у Томми все в порядке: обожающая публика, любимая работа, деньги, а в 1934-м вышел его учебник по игре на саксофоне. Современники утверждают, что Туомикоски погубили вино и женщины. Он много пил, пропускал репетиции и концерты, его вразумляли, с ним нянчились, но терпение директора оркестра лопнуло, и он уволил непутёвую звезду. В 1936 году Томми Туомикоски вернулся в Америку, а через год неожиданно умер. 
Знаменитый в 20-е годы финско-американский саксофонист Томми Туомикоски Таким образом, уже к концу 20-х буржуазная Финляндия плотно подсела на джаз. Эту историю мне рассказывает Матти Ауерсало (Matti Auersalo), большой любитель джаза и один из основателей Джазовой ассоциации Котки. Вместе с супругой он специально пришел в Кайро, чтобы пообщаться с корреспондентом TS.
- Мои предки после революции жили в посёлке Терийоки, они держали небольшой пансионат, - рассказывает Матти, - в то время была глобальная мода на всё заокеанское, многие люди даже фамилии меняли на американский манер. Мои дедушка и бабушка стали Waide, но, правда, затем вернули свою фамилию.
Котка vs Хельсинки
Матти и его супруга познакомились 48 лет назад, 40 лет вместе. Она – бывшая медсестра, он бывший таможенник. Трое детей, четверо внуков, все взрослые. На джазовые вечера в «Кайро» супруги ходят по понедельникам с тех пор, как познакомились. Пропускают вечеринки только по уважительным причинам: когда уезжают на концерты в другие города и страны. Ездят они с молодых лет, объездили всю Европу и сейчас не прочь рвануть на какой-нибудь заграничный джазовый концерт.
В "Кайро" собирается вся джазовая тусовка. Возрастная планка – не ограниченная. Старшее поколение приходит тряхнуть стариной, младшее, учащиеся местного училища ЕКАМИ, показать себя. Всего в обществе порядка десяти сложившихся джазовых групп, около 150 музыкантов. Плюс зрители, любители и поклонники.  В какой бы понедельник вы сюда не заглянули, всегда будет многолюдно. Кроме того, и в другие дни в "Кайро" проходят концерты.
Понедельничный джаз в ресторане "Кайро"
Но, все-таки, не слишком ли это: утверждать, что Котка – родина финского джаза?
- Есть разные точки зрения, - дипломатично отвечает Матти.
Факты же таковы. В 1926 году в Котку вернулся бывший коткалайнен баянист Johan Homan. Он привез ноты, а поскольку был учителем музыки, то многих научил играть джаз. На многочисленных танцполах Котки всё чаще начал звучать свинг. Самыми яркими звездами довоенного джаза родом из Котки стали сестры Валтонен, более известные в музыкальном мире как трио Harmony Sisters – первая финская вокальная джазовая женская группа. Они учились петь джаз, слушая в кинотеатрах Котки американские музыкальные фильмы, а свою певческую карьеру начали в Армии спасения. Знакомство в Выборге с дирижером Жоржем Годзинским (George de Godzinsky), финским дирижёром, композитором и пианистом российского происхождения, дало толчок их карьере. Они расширили свой репертуар и начали петь на английском, французском, в конечном итоге на десяти языках. Во время войны трио Harmony Sisters  выступали в госпиталях, их песни передавали по радио. Жорж Годзинский сказал, что без Harmony Sisters война в Финляндии была бы полным мраком. После войны они много записывались в Финляндии и Швеции и объездили с концертами многие страны.
Финляндия во время Второй мировой выступала на стороне фашистской Германии, вражеская музыка, да и танцы в целом были запрещены. Но после войны джаз быстро взял реванш. Именно тогда, сразу после войны,  в Котке и появились первые джазовые музыканты и практически все они играли в "Кайро". Позже, в 70-ые и 80-е, этот ресторан стал самой популярной танцплощадкой в Котке. 
Fennia & Keisarikunta
– Заходите сюда в понедельник, послушаете, как играет Хейкки Кауппинен, – говорит Тимо. – Он настоящая финская звезда джаза, родом из Котки, в 2015-м ему исполнилось 80, и он до сих пор играет.
О Хейкки Кауппинене я узнала еще раньше, опять-таки в Велламо. В музейном магазинчике продаётся его книга "Meilla Soi", это настоящая музыкальная летопись послевоенной Котки. Среди героев книги Кауппинена – практически все, родившиеся и когда-то работавщие в Котке музыканты и, конечно, знаменитости, например, Pertti Metsarinne, в команде которого автор играл на кларнете в 60-ых. Метсаринне стал популярным на первых Днях моря в Котке в 1962 году. Самая известная музыкальная личность родом из Котки - певец Юха "Ватт" Вайнио, о котором есть большая статья на русском языке в Википедии, в ней упоминается и Хейкки Кауппинен. Сам Кауппинен рассказывает, что с Юхой Вайнио познакомился, катаясь на лыжах. И в этом нет ничего странного, ведь они родом из одного города 
Мы задружились в Хейкки в Фейсбуке, затем встретились в Котке, побывали на концерте в "Кайро", а у дверей бывшего ресторана "Fennia", слава которого благодаря местным музыкантам прогремела на всю Финляндию, Хейкки исполнил небольшую композицию на своем редком и дорогом кларнете. Его музыкальная история, с одной стороны, необычная, с другой, характерная для Котки.
heikki kauppinenheikki kauppinen book
- Котка не была родиной финского джаза, у Хельсинки гораздо больше прав на этот титул, но в Котке был порт, и мы здесь могли слушать разнообразную музыку, - говорит Кауппинен.
По воспоминаниях Хейкки, многие биг-бенды в Котке до начала 50-х играли танцевальную музыку и так называемую ритм-музыку как «джаз» без каких-либо импровизаций. Первые импровизации были сыграны здесь в конце сороковых годов пианистом Пентти Ахола (Pentti Ahola), которого Кауппинен называет «крёстным отцом» джазовой Котки. Кроме того, здесь играл импровизации на аккордеоне Эркки Халме (Erkki Halme). Пентти Ахола стал учителем для многих молодых джазовых исполнителей, например для пианиста Олли Миеттинена (Olli Miettinen),  гитариста Кейо Лайтинена (Keijo Laitinen) и некоторых других.
- Начиная с 1946 года, я упражнялся дома на мандолине, - вспоминает Хейккинен, - но мандолина не подходит для игры в группах, и в 1950 году у меня уже был кларнет. Я не знаю другого такого класса, как наш: многие играли на кларнетах, четверо учились по классу кларнета в музыкальной школе Котки, восемь музицировали на этом инструменте в разных группах.
Первые джазовые записи Хейкки и его друзья также услышали в школе. Старшие ребята приносили в школу танцевальные записи, например, квинтет Джорджа Ширинга (George Shearing). В магазинах начали появляться записи Гленна Миллера (Glenn Miller), Бенни Гудмана (Benny Goodman), Арт ван Дамме (Art van Damme). Финское радио в те годы вообще не играло джаз. По ночам будущие джазмены слушали BBC, American Voice Jazz hour и некоторые другие коротковолновые радиостанции, смотрели музыкальные фильмы.
- Мы заразились джазом, - говорит Хейкки Кауппинен, -  и учителям в школе это не нравилось. Нам разрешали играть джазовые мелодии на танцах, но только после обязательных танго, вальсов и латины.
Публика в ресторане Fennia. 1943 год. Фото: Yle
После школы началась самостоятельная жизнь, которая у многих одноклассников Хейкки по-прежнему была связана с музыкой. В июне 1954-го совсем молодые парни начали играть в ресторане "Fennia", название которого теперь известно всем меломанам Финляндии.
- "Фенниа" - ресторан, куда посетители приходили потанцевать четыре раза в неделю, - рассказывает Хейкки Кауппинен, - там постоянно играло старомодное трио, но в 1954 году постоянная группа ушла на летние каникулы. На июль их место занял квартет Маури Тойвонена, в составе которого был и я. После этого молодые группы стали постоянно играть в "Фенниа". По настоящему время джем-сейшенов началось в 1957 году, когда  босс ресторана Лаури Турома позволил нам играть свинг, который нравился морякам со всего мира. 
Так началась короткая, но яркая эпоха «Империи», именно так переводится финское слово Keisarinkunta. Её атмосферу великолепно передает веселый и ностальгический фильм Keisarikunta, снятый в 2004 году режиссером Пеккой Мандартом, также уроженцем Котки. Фильм рассказывает о том, как обычные рабочие парни покупают ресторан Fennia и начинают играть там джаз. 
Старые снимки ресторана "Фенниа"
На самом деле, рассказывал Хейкки Кауппинен, никто из них в то время не мог купить ресторан. И любовной линии, изображенной в фильме, в реальности не было. В ресторане по очереди играли две группы – Олли Миеттинена (Olli Miettinen) и Маури Тойвонена (Mauri Toivonen). 
Название Keisarikunta появилось после того, как музыканты и посетители короновали «на царство», то есть признали лучшим, Олли Миеттинена. История, которая длилась с 1957 по 1962 год, заставила говорить о себе всю музыкальную Финляндию. В Котку по понедельникам приезжали музыканты из Хельсинки, чтобы играть джем-сейшены. Городские сторожилы вспоминают, что в те годы звуковой фон складывался из пароходных сирен, паровозных гудков и музыки, которая доносилась из "Феннии".
В этом здании располагался некогда знаменитый ресторан Fennia
В 1963-м владелец продал ресторан и время «Империи» закончилось. Музыканты разошлись по разным группам, но большинство из них до последнего оставались в музыке, а многие стали знаменитыми. К сожалению, фильм не принес финансового успеха Пекке Мандарту. В 2007 году он получил небольшой условный срок как нечестный должник, а в 2018-м умер.
Хейкки Кауппинен всю жизнь совмещал основную работу и музыку. Он живет в Хамине, давно на пенсии, но до сих пор выступает. А еще с ранней весны до поздней осени выходит в море на своеё лодке. Идею собрать всю информацию о музыкальной послевоенной Котке подсказал Хейкки его стоматолог. Книга получилась основательная, с большим количеством фактов и фотографий, но только на финском. И, кажется, многое сделано для увековечивания музыкальных страниц истории Котки, но Хейкки вспоминает, что в архивах лежат плёнки с записями джазовых исполнителей Котки 30-40-х годов. Их ждет оцифровка, и это надо успеть сделать.
Лично мне не удалось найти фильм Keisarikunta в интернете, я брала диск в библиотеке. Может, вам повезет больше. Я нашла только этот трейлер. Посмотрите, как зажигают эти крутые финские парни!

Комментарии   

#3 Liudmila Pelmola 23.04.2019 16:28
Kiitos!!
С огромным интересом прочитала!!!
Спасибо!!!! Здорово!!
Цитировать
#2 Кирилл 23.04.2019 09:51
Интересная история.
Цитировать
#1 ganesh 20.04.2019 18:03
Кто бы мог подумать, что всё это происходило в Котке!
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить