Финская архитектура: простая, смелая и удобная

Роспись в детском саду в Сауналахти. Фото: Mika Huisman.Если кто-то еще не уверен, что в Финляндии есть архитектура – современная, смелая и удобная для человека, то последние сомнения рассеет книга архитектора и критика Тарьи Нурми (Tarja Nurmi) «На острие финской архитектуры». Познакомиться с ней можно в библиотеке Дома Финляндии.
В роскошный фолиант вошли самые интересные проекты, выполненные архитекторами из страны тысяч озер. Среди них – Арт-центр Kilden в Норвегии, Дом Музыки, отель Paasitorni в Хельсинки, аэропорт в Вантаа, гранд-театр Wuxi в Китае и многие другие.
Предлагаемое вниманию читателей интервью увидело свет в газете «Вечерний Петербург» 4 апреля 2013 года. Как многие знают, газета была закрыта в октябре 2016 года. Чтобы не потерять окончательно «финские» материалы, написанные для любимой газеты, решила опубликовать их здесь.
Тарья Нурми за работой. Фото предоставлено автором.
- Тарья, чем можно объяснить сочетание традиционализма и склонности к авангарду, которое так ярко проявляется в финском характере?
- Как архитектор, я не исследую черты характера. Но у меня есть наблюдение из жизни собственной семьи. Моя бабушка была классической женщиной своего времени, домохозяйкой, при этом она все делала на высшем уровне, быстро, как говорят, левой рукой. Моя мама обучилась всему этому. Главной чертой ее характера была смелость делать все обыденные дела творчески, нестандартно. Когда мои родители жили в Хельсинки, по соседству с ними жила Арми Ратиа, основательница Маримекко. Она в то время придумала делать яркие ткани с принтами, и тогда это не принималось. Её считали немного не в себе. Знакомство с Арми на маму тоже повлияло. Когда мы, дети, подросли, в доме наряду с традиционными скамейками, столами, текстилем, появились новые, современные для того времени вещи. Наверное,  смелость и открытость всему новому и есть черта, традиционная если не для всех, то для многих финнов.
Гранд-театр Wuxi. Фото: Kari Palsila.
- Каким образом формируется общая градостроительная политика в Финляндии? 
- Позитивные тенденции проявляются ярче всего в столичном регионе. Не так давно несколько портов Хельсинки были вынесены за черту города в район Вуосаари, освободились несколько больших территорий, было решено создать несколько новых районов.  В основу легла концепция идеального города северных стран: в одном жилом квартале должны быть перемешаны и люксовые квартиры, и квартиры для бюджетного проживания. Чтобы не получилось так: пока у тебя есть хорошая работа, ты живешь в люксовой квартире, а если ты лишился работы, то надо уезжать в другой район. Это такой капитализм с человеческим лицом, когда все живут вперемешку друг с другом. Кроме того, было принято решение создать рабочие места. Но благие намерения пока разбиваются об экономику. На первый план вышло желание получить прибыль, и цены на жилье в этих районах высокие. Даже средний класс, который может себе позволить многое, не может найти такое жилье в этих районах, чтобы не нужно было до конца жизни платить ипотеку.
Детский сад в Сауналахти. Фото: Mika Huisman.- Но Хельсинки – это не вся Финляндия…
- Что касается жилья в провинции, здесь все не так просто. К сожалению, градостроительная политика в каждом городе зависит от руководства города. В некоторых городских управлениях сидят умные образованные люди, которые прекрасно понимают, что хорошая архитектура – это хорошее вложение, что город может получить свою звезду, которая потом принесет ему дивиденды. Тогда объявляют архитектурный конкурс, и все проходит так, как должно быть. Но в маленьких городах часто бывает по-другому. В городской управе работают люди, у которых есть знакомые в инженерных бюро. И они просто передают этот проект какому-то знакомому инженеру. Зачастую на должность главного архитектора города назначается человек без архитектурного образования, просто инженер, человек с упрощенным взглядом на архитектуру, а его должность называется чем-то вроде «руководителя пространств».
Школа в Эспоо.
- То есть не все идеально и в вашей стране… 
- Идеальных ситуаций вообще не бывает, но, тем не менее, удачных реализованных проектов общественных зданий много, и это радует. Некоторые из них представлены в книге – детский сад в Сауналахти, школа в Эспоо, городская библиотека в Турку. 
- Какие из них вам нравятся больше всего?
- Это церковь в Куоккала и библиотека в Сейняйоки. Эти проекты идеальны, потому что они улучшают качество жизни людей, которые живут в маленьких городках. Многие забывают, что архаическая функция архитектуры – социальная, а эстетика – уже десятое ее значение. Через архитектуру человек общается с социумом. Только такой город, в котором удобно и приятно жить, можно назвать полноценным, идеальным городом с точки зрения архитектуры.
- Вы говорили, что в Финляндии сейчас очень популярно строить церкви.
- Да, и они рассматриваются не только как место общения с Богом, это также место, где люди могут общаться друг с другом или находиться наедине с собой. Это такие своеобразные места силы. Церковь, о которой мы говорим, находится в срединной Финляндии, в городе Ювяскюля, местечко Куоккола. Основной принцип проекта: церковь – не только место для месс и служений, но также место, где прихожане могут собраться и провести совместно время. Она выделяется на фоне остальных построек и привносит религиозную составляющую в окружение. В нижних, подвальных, помещениях находятся офисные помещения для сотрудников церкви. Интересно, что посетители церкви могут свободно прийти к служащим, чтобы в камерной обстановке рассказать о своих проблемах.
Церковь в Куоккала.
В процессе работы над проектом архитекторы постоянно общались с сотрудниками церкви. Руководители проекта с обеих сторон даже отправились вместе в Испанию, где обсуждали, как избежать создания сухого религиозного пространства. Они реализовали следующую идею. Есть помещение для воскресной мессы, которую посещает большое количество народа. И есть примыкающие залы, куда прихожане могут переместиться после мессы, чтобы выпить чашку кофе, пообщаться. Поскольку всю неделю в церкви проходят какие-то события, здесь всегда собираются люди. Я сама была на воскресной мессе в этой церкви, и могу сказать, что идея реализована блестяще. Люди общаются, атмосфера теплая, домашняя, и рыбный суп после мессы был очень вкусный.
Церковь в Куоккала. Внутренние интерьеры.
- Судя по оглавлению вашей книги, в Суоми был реализован не один удачный библиотечный проект.
- Финны любят библиотеки и регулярно посещают их. И хотя сегодня все бюджеты урезаются и нам говорят, что надо экономить, государство все же тратит деньги на то, чтобы сделать хорошие библиотечные проекты. Одна из лучших была открыта в небольшом городке Сейняйоки. Этот город известен тем, что Алваар Алто реализовал здесь один из своих библиотечных проектов. Алто вообще очень многое сделал в этой области. Вспомнить хотя бы его библиотеку в Выборге, это жемчужина своего времени. 
Создателям проекта в Сейняйоки пришлось особенно сложно: им нужно было создать новый комплекс, который выглядел бы гармонично рядом с сооружением Алвара Аалто, и они эту задачу выполнили. Но самое главное, они создали место, куда хочется прийти, чтобы читать. Здесь есть зоны для совсем маленьких, для подростков, для людей старшего возраста, для тех, кто приходит прочитать свою газету. И, не надо забывать, эта самая современная библиотека, которую можно себе представить.
Библиотека в Сейняйоках. Фото: Tuomas Uusheimo
- Вы с Хельсинки так же, как мы в Петербурге, сталкиваете с проблемой новой архитектуры в старых районах. Как удается решить эту проблему?
- С аналогичными проблемами сталкивается любой город, у которого есть исторический центр. В Хельсинки тоже не все идеально, с моей точки зрения. В Хельсинки маленький центр, историческая застройка локальная, домашняя и очень уютная. Эту атмосферу нельзя нарушать. Хельсинки не нужна новая идентичность, которую мы привнесем, если там появится современная архитектура. Хельсинки к лицу камерность, ему не нужны большие торговые центры, коммерческая ориентированность, в том числе - на туристов, не нужно придавать городу ощущение бесконечного карнавала. Хотя в городском правлении совершаются попытки сделать эту территорию более коммерческой именно в связи с большим количеством туристов. 
Кроме того, в Хельсинки есть места, которые, по моему мнению, страдают от новых градостроительных проектов. Например, район, который начинается за железнодорожным вокзалом (Etu-Töölö - Переднее Тёёлё, прим. автора). Там находятся Дом музыки, Музей современного искусства Киасма, здание Парламента. По отдельности эти сооружения хороши, но собранные вместе производят не очень хорошее впечатление. Такое ощущение, что здесь ребенок разбросал игрушки, и все это так осталось. Никакой логики в этом нет, и смотрится это не очень хорошо.
В Санкт-Петербурге та же история. Я не была здесь какое-то время и вижу, что происходит сильная деградация местной идентичности. Невский стал улицей большой рекламы. Возможно по сравнению с другими мировыми столицами, ее не так и много, но здесь ее излишек сильно бросается в глаза. Петербург  обладает своей сильной идентичностью, и ее надо беречь. Не следует нарушать резкими вертикалями его ровные горизонты, ритмику зданий. Хотя сейчас ситуация не так плоха, во всяком случае, когда выходишь на Неву, не видишь ярких пятен, нарушающих гармонию.
Беседовала Ольга Рогозина
Автор выражает признательность сотруднику Института Финляндии Елене Вешняковой за помощь в подготовке материала.

Комментарии   

#10 pamsik 26.05.2016 21:34
Так вот именно: только живя на природе, в природе, рядом с природой, только понимая ценность природы, можно было создать столь фантастически удобный, стильный, неповторимый, экологичный и современный дизайн. Причем под словом "дизайн" я объединяю всё: и принты Маримекко, и архитектуру, и керамику - словом всё!
Цитировать
#9 Olga 26.05.2016 21:27
Цитирую pamsik:
Ты пишешь, что Арми Ратиа не понимали. Но дали же ей в конце концов зелёный свет. Финны в области дизайна неподражаемы. Подумать только - создали свой стиль, национальный, отличный от прочего скандинавского. Вырванный из финского контекста он с трудом понимается и приживается. Именно финская особенная любовь к природе, понимание необходимости её присутствия в жизни и наполняет этот стиль энергией. Вообще моя мечта - окно до пола в лес.)

Арми и ей подобные, выпущенные в художественное пространство в 50-ых, были пионерами. Они изменили коллективное художественное сознание. А ты же знаешь, если финны решили, что это это родное и это
хорошо, значит надо это поддерживать. Так он и появился - финский стиль.
Кстати, финская эстетика близка японцам, финские дизайнеры там хорошо продаются.
А я хочу просто жить на природе. Окна можно не до пола....
Цитировать
#8 pamsik 26.05.2016 20:43
Ты пишешь, что Арми Ратиа не понимали. Но дали же ей в конце концов зелёный свет. Финны в области дизайна неподражаемы. Подумать только - создали свой стиль, национальный, отличный от прочего скандинавского. Вырванный из финского контекста он с трудом понимается и приживается. Именно финская особенная любовь к природе, понимание необходимости её присутствия в жизни и наполняет этот стиль энергией. Вообще моя мечта - окно до пола в лес.)
Цитировать
#7 Olga 26.05.2016 16:47
Цитирую pamsik:
Оля, извини за замедленное реагирование. Как всегда - потрясающая статья! Я как человек с консерваторским и классическим складом мышления завидую даже неотформатированности воображения финнов... Скандинавский стиль совершенно особенный...

Наташ, их неотформатированность, как ты говоришь, это их классика.
Цитировать
#6 pamsik 23.05.2016 21:02
Оля, извини за замедленное реагирование. Как всегда - потрясающая статья! Я как человек с консерваторским и классическим складом мышления завидую даже неотформатированности воображения финнов... Скандинавский стиль совершенно особенный...
Цитировать
#5 Инесса 16.05.2016 11:40
Ольга, да, именно он.
Цитировать
#4 Olga 16.05.2016 11:35
Цитирую Инесса:
Ольга, Баана - это пешеходный "тоннель", который сделали из неиспользуемой в настоящее время железнодорожной колеи.

Который слева от Маннергейма, если стоять лицом к Национальному музею?
Цитировать
#3 Инесса 16.05.2016 11:30
Ольга, Баана - это пешеходный "тоннель", который сделали из неиспользуемой в настоящее время железнодорожной колеи.
Цитировать
#2 Olga 16.05.2016 11:25
Цитирую Инесса:
Я не архитектор, следовательно, моё мнение не может иметь какой-то ценности, но, тем не менее, выскажу его. Мне очень нравится современный урбанистический облик именно того района за железнодорожным вокзалом в Хельсинки, который критикует архитектор; нравится Дом музыки - как снаружи, так и - ещё в большей степени! - внутри; нравится Баана, которая берёт начало именно там; симпатична Киасма, которая резко контрастирует с памятником Маннергейму; нравятся большие "кубики" зданий масс-медиа, на фоне которых уютный особнячок ресторана "Влтава" выглядит игрушкой из прошлого в современной детской...
Также мне очень нравятся новые, со смелым дизайном, районы - Арабиа в Хельсинки и Лейнеля в Вантаа.

В следующий приезд в Хельсинки посмотрю на этот район пристальнее. А что такое "Баана"?
Цитировать
#1 Инесса 16.05.2016 11:07
Я не архитектор, следовательно, моё мнение не может иметь какой-то ценности, но, тем не менее, выскажу его. Мне очень нравится современный урбанистический облик именно того района за железнодорожным вокзалом в Хельсинки, который критикует архитектор; нравится Дом музыки - как снаружи, так и - ещё в большей степени! - внутри; нравится Баана, которая берёт начало именно там; симпатична Киасма, которая резко контрастирует с памятником Маннергейму; нравятся большие "кубики" зданий масс-медиа, на фоне которых уютный особнячок ресторана "Влтава" выглядит игрушкой из прошлого в современной детской...
Также мне очень нравятся новые, со смелым дизайном , районы - Арабиа в Хельсинки и Лейнеля в Вантаа.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить