Terve Suomi - Финляндия для любознательных

    В Котке идет "Битва за Балтику"

    Корабельный колокол с затонувшего корабля "Крунан". Копия, латунь. Один из экспонатов выставки Битва за Балтику"В Морском музее Велламо в Котке открыта выставка «Битва за Балтику». Один из акцентов экспозиции сделан на участии в Северной войне не существующего сегодня государства, которое в прошлом связано с историей России.
    Каковы результаты Северной Войны для нас, россиян, знает, наверное, каждый, кто учился в школе. Россия получила выход к Балтийскому мору и стала империей с новой столицей - Санкт-Петербургом. Среди государств, участников войны за Балтику, было герцогство Шлезвиг-Гольштейн-Готторп. Оно выступало в союзе со Швецией против коалиции Дания-Норвегия-Саксония-Польша-Россия. Царь Петр III Федорович – прямой потомок из королевского готторпского рода.
    Карта Скандинавии, после 1703 года.
    Прежде чем мы пустимся в путешествие по трём залам, замечу, что «Борьба за Балтику» является самой значительной зарубежной выставкой в 8-летней истории Велламо. Её организаторами являются региональный музей-замок Готторф (Schloss Gottorf) города Шлезвига (Германия) и Государственный Морской музей Финляндии. Поскольку дорогостоящие экспонаты были представлены пятью странами и требовали значительной страховки, гарантом выступал президент Саули Ниинисте, который лично открывал выставку. Экспозиция будет открыта до 27 марта.
    Вместе с билетом посетителям вручают такую «таблетку» - электронный гаджет. Очень удобная вещь, если осматриваете выставку без гида. В определенных местах есть интерактивные точки, прикладываете к ним устройство и считываете информацию об экспонате. На фотографии – шведская принцесса Гедвига София, одна из главных героинь выставки.
    Так начинается выставка «Битва за Балтику»: в зале, соединяющем две основных экспозиции, установлен длинный стол, на нем – 500 ложек, на стенах - полиграфические копии старинных гобеленов. Ложки – символ команды - тех пятисот человек, которые служили на больших военных кораблях типа линкора "Принцесса Гедвига София". Чтобы показать, как много их было, музеи-партнеры выставки попросили посетителей принести собственные ложки. Посмотрите внимательно: рядом с каждой указано имя дарителя, за которой стоит своя собственная история. Все они из разных стран, что подчеркивает тот факт, в начале 18-го столетия команды больших военных кораблей состояли из людей разных регионов и стран, говорящих на разных языках.
    Дальше как в сказке: направо пойдешь – смерть найдешь, налево пойдешь – богатство обретешь. Две части выставки противопоставлены друг другу: в левом, Красном, зале раскрывается тема могущества власти и богатства, в правом, Синем, показано, как сложно служилось морякам на военных кораблях.
    Идем налево в Красный зал. Здесь парадные портреты знаковых персон Северной войны, костюмы, украшения и макеты кораблей. Центральной темой экспозиции является крушение шведского флагмана «Принцесса Гедвига София» в 1715 году во время битвы у острова Фемарн. 
    Адмиралтейская модель судна «Энигетен», 1696 года постройки, аналогичного линкору «Принцесса Гедвига София».
    «Принцесса Гедвига София" – линкор, который составлял основу шведского флота и был рассчитан на 80 пушек, 400 матросов и солдат. Построенный в 1692 г. в Швеции, линкор принимал участие в многочисленных морских сражениях. В  1715 г. судно получило настолько тяжелые повреждения, что было затоплено. В результате поражения шведского флота расклад сил на море сместилось в сторону Дании и Норвегии.
    В старые времена прежде, чем построить корабль, строили его макет. Макет «Принцессы Гедвиги Софии» не сохранился, как макеты и рисунки многих других кораблей. Его заменяет адмиралтейская модель судна «Энигетен», 1696 года постройки, который был очень похож на «Принцессу Гедвигу Софию».
    Шведский король Карл XI и его семья. Картина придворного живописца Эрентраля.
    Большая часть экспозиции в Красном зале посвящена отношениям дворов Готторпа и Швеции, члены которых были связаны семейными узами. Большинство портретов, написанных в стиле барокко, выполнены шведским придворным художником Эренштралем.
    Портрет Фидриха IV и принцессы Гедвиги Софии.
    В 1698 году шведскую принцессу Гедвигу Софию выдали за герцога Фридриха IV Готторпского. Это был политический брак, который в очередной раз послужил защитой Готторпа от Дании и Норвегии. 
    Фридрих IV Готторпский часто бывал при шведском дворе как кандидат в женихи для красивой и умной Гедвиги Софии. Современники описывают его как привлекательного мужчину, который любил охоту, танцы и музыку. После вступления в брак супруги переехали в Шлезвиг, где герцогиня более года прожила в замке Готторф. Супруг в ее честь распорядился перестроить замок Готторф в королевский дворец. Однако в 1700 году начинается Великая Северная война, и Фридрих IV как шведский генерал отправляется на войну. Гедвига София вынуждена вернуться в Стокгольм к родителям. В 1702 году Фридрих IV погибает, так и не увидев своего сына Карла Фридриха. Гедвига умирает в 1708 году в возрасте лишь 27 лет после заражения оспой.
    Особую достоверность экспозиции придают личные вещи королевских особ. Наряд из набивного, так называемого «шелкового», ситца с цветными накладными вышивками королева – это национальный наряд Арлекина. Ульрика Элеонора старшая, мать Гедвиги Софии, распорядилась сшить его себе для костюмированного бала. Это платье она хранила до самой смерти, и только дочерям было позволено его надевать.
    Групповой портрет «Встреча трех королей» (1709 г.): Август Сильный Саксонский, датский король Фридрих IV и прусский король Фридрих I на встрече в Берлине. Курфюст Саксонский Август Сильный.
    На выставке присутствуют изображения не только шведско-готторбской верхушки, но и других знаковых фигур времен Северной войны. Вот, например, групповой портрет «Встреча трех королей» (1709 г.), на котором изображены Август Сильный Саксонский, датский король Фридрих IV и прусский король Фридрих I в Берлине. 
    Август Сильный вошел в историю, помимо прочего, как коллекционер, любитель искусств, организатор придворных празднеств. Именно по его распоряжению Дрезден был застроен в стиле барокко. Саксонский курфюст был известен не только своей любовью  к архитектуре, художественным коллекциям и драгоценным камням, но и к женщинам. Одной из его фавориток была графиня Козельская, чья история знакома миллионам российских телезрителей. Ставшую неугодной фаворитку, Август отправил в ссылку, а когда она попыталась вернуть данную ей королем расписку в том, что он на ней женится, бывший возлюбленный заточил графиню в крепости, откуда она не вышла до конца своих дней.
    Графиня Козель с королем датским Фридрихом IV и Августом Сильным во время дамских соревнований в Дрездене.
    Как видно, знать ни в чем себе не отказывала и во время войн. Как рассказывали современники, праздник  продолжался четыре недели и превосходил все прежние пышные торжества. Кульминацией праздничных недель становятся гонки на лошадиных повозках с метанием копья в кольцо.
    Нагрудный панцирь Карла ХIIСкульптурный портрет короля Дании Фридриха IV/
    В 1725 году, с благословения Петра I и после его смерти сын шведской принцессы Гедвиги Софии и Фридриха IV (Готторпского) женится на русской наследнице престола, дочери Петра I Анне Петровне. После смерти царицы Екатерины I пара покидает Россию и отправляется в Киль, где в марте 1729 года, через два месяца после рождения своего единственного сына Карла Петра Ульриха, Анна Петровна умерла. Царица Елизавета Петровна объявляет великого князя Карла Петера Ульриха Готторпского наследником. В январе 1762 г. Елизавета умирает,  и он сменяет её на троне как царь Петр III. За короткие 168 месяцев правления Петр III стремительно осуществляет реформы, запрещает пытки и вводит налог на предметы роскоши для дворянства. Однако уже в июле его супруга добивается его свержения, и Петр умирает при невыясненных обстоятельствах.
    Портрет Павла I. Приблизительно 1765 год. Вигилиус Эриксен. Масло на Ххолсте.
    Не будем останавливаться здесь на роли Петра I в Северной войне, отнимая хлеб у экскурсоводов музея Велламо. Они расскажут еще и о многих других интересных фактах Северной войны. Разглядывая попутно ложки, отправимся во второй зал, где представлены экспонаты, поднятые с бортов затонувших кораблей.
    Среди экспонатов в Синем зале есть находка с борта «Принцессы Гедвиги Софии» - заряды картечи. Участь линкора была незавидна. В битве у острова Фемарн шведы потерпели поражения от датчан и посадили на мель пять судов возле залива Бюлка. «Принцесса Гедвига София» имела сильные повреждения и затонула. С корабля сняли всё, что можно было снять, вплоть до ценной корабельной древесины.   
    Пушки, ядра, карты, личные вещи, иконы и нательные кресты – каждая деталь рассказывает о том, что служба на флоте была тяжелым испытанием. Линкор "Принцесса Гедвига София" был укомплектован 76 пушками. Когла пушки не стреляли, между ними висели гамаки, в которых спали матросы и солдаты.
    Символы веры, как надежда на лучший исход в бою.Все воинские части армии Петра I имели небольшие переносные алтари для соврешения богослужений. Латунные нательные крестики были у каждого.
     Модель шведского линейного корабля "Ульрика Элеонора". Построен до 1700 года. 
    Бортовые пушки весили от 300 кг до 3,5 тонн. Ядра могли лететь на расстояние до 2 км. Однако точные выстрелы были возможны на расстоянии 400 метров. На таком близком расстоянии происходилисражения в линейном формате.
     Корабельное дерево сохраняется долго в воде Балтийского моря. 
    Редакция благодарит экскурсовода Морского центра Велламо Людмилу Айраксинен за помощь в поготовке материала.
    Морской центр Vellamo: http://www.merikeskusvellamo.fi/RU 

    Добавить комментарий