Terve Suomi - Финляндия для любознательных

    Новый Валаам: медные лики и вышитые розы

    В Ново-Валаамском монастыре выставка «Меднолитые иконы и рушники». Тема близкая, ведь в старину рушники и иконы были в каждом русском и карельском доме. Во многих домах их можно встретить и сегодня.
    В Финляндии есть места, особо значимые для россиян. Одно из них находится в провинции Южное Саво, в треугольнике  между городами Йоенсуу, Варкаус и Куопио. Это местечко Хейнявеси, куда в 1940 году, спасаясь от лихолетья Зимней войны, ушли 205 монахов и послушников Валаамского монастыря.
    Благодаря их самоотверженным трудам на новом месте был основан монастырь, названный Ново-Валаамским. Судьба его оказалась непростой, а из-за межцерковных разногласий в какой-то момент и вовсе висела на волоске. Но в 70-х годах прошлого столетия монастырь отошёл финской Православной церкви, и тогда началось его возрождение. Новый Спасо-Преображенский храм, воздвигнутый по проекту финского архитектора русского происхождения Ивана Кудрявцева, внешне напоминает старинные церкви Пскова и Новгорода.  Двенадцать колоколов на звоннице вывезены с ладожского Валаама. Каждый год они призывают на службы около 160 тысяч приезжающих сюда паломников и туристов.
    Ново-Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
    Иконы и рушники - вечный союз
    Сегодня это сердце православной Финляндии, не только духовный, но и культурный центр. Здесь расположена одна из двух светских православных академий, где читают лекции по разным дисциплинам, связанным с ортодоксальной религией и культурой; работают школа иконописи и школа реставрации и консервации икон; посетителям доступны библиотека и архив монастыря. И, наконец, в культурном центре монастыря проходят уникальные выставки, в числе которых с полным правом можно назвать и текущую экспозицию.
    Стены выставочного зала плотно завешаны яркими нарядными рушниками, многообразие представленных рисунков поражает. Розы, маки, лилии, гроздья винограда, ягоды калины, вьющийся хмель выполнены во всех известных и самых сложных техниках. На выставке представлены старинные рушники из ладожского Валаама и новые из монастыря в Хейнявеси. Основу коллекции составляют рушники, эвакуированные во время Второй мировой войны. Наиболее старинные имеют особое историческое значение, поскольку некоторые из них были предназначены для использования членами царской семьи во время их визитов в Валаамский монастырь на Ладоге. Часть из них представлена на выставке.
    Экспозиция "Меднолитые иконы и рушники" в культурном центре Ново-Валаамского монастыря
    Охраняющая медь
    Но всё же центральная часть выставки – меднолитые иконы и кресты. Как видно из названия, изготавливалась эта утварь из металлов, содержащих медь. До XIX века использовали бронзу в процентном содержании 85 – медь, 15 – олово. В XIX веке перешли на латунь, где содержание меди и цинка было примерно 67 процентов к 33.  Использование меди было определено в первую очередь тогдашней технологией литья. Свою роль играло то, что на Руси меди приписывали свойства оберега.  
    Медные иконы и кресты начали лить еще во времена раннего христианства. Несколько таких старинных предметов можно увидеть на выставке. Но большинство экспонатов относятся к более позднему периоду. Пластику такого типа называют старообрядческой, поскольку с начала XVIII века её изготавливали только в мастерских, так называемых медницах, монастырей староверов.
    Спасибо староверам
    История широкого распространения этой утвари относится к первой половине 18 века и связана с изданным в 1723 году указом Петра I о запрете производства меднолитых  церковных образов и крестов. В указе запрет объяснялся тем, что «выливаются они зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются». Здесь надо упомянуть, что во второй половине 17 века произошёл раскол русской православной церкви. Через некоторое время церковь вошла в состав государства, и начались притеснения староверов. Синод хотел привести к единообразию, в том числе, и  всю церковную утварь, в которой за 500 лет накопилось множество разночтений. Указ 1723 года преследовал в первую очередь эту цель. Но есть мнение, что была другая причина - экономическая. Россия нуждалась в металле. А поскольку меднолитые образа, складни и кресты были в большом ходу, такой запрет вёл к значительному сокращению расходов металла.
    Указ Петра I мог похоронить старинный церковный промысел, но раскольники-старообрядцы ослушались государя. Меднолитые образа секретно производили в медницах Выголексинских  старообрядческих монастырей и скитах на реках Выг и Лиекса в Олонецкой губернии. 
    Металл старообрядцы получали от своих богатых покровителей, сторонников «древнего благочестия». Среди них были Демидовы, Морозовы, Рябушинские и другие горные промышленники. Развитию ремесла способствовал также тот факт, что в XVII-XIX веках в России активно развивалась металлургия. 
    Меднолитейное дело в поморском крае и других мастерских на Урале, Сибири, в Москве совершенствовалось и становилось всё искуснее. В пластике использовались серебрение, золочение и разноцветные эмали, что делало её всё более праздничной.
    Распространению меднолитейной пластики способствовал и тот факт, что каждая икона могла стать моделью для следующей. В медницах изготавливали кресты, домовые и походные иконы, складни, мощевики разных видов и размеров, как простые, так и праздничные – с золотом и эмалью. И хотя не только изготовление, но и бытование меднолитейной церковной атрибутики было запрещено, процветало и то, и другое.
    О редкостях прошлого и сегодняшнем дне
    На выставке показаны самые ценные и значимые образцы меднолитейной церковной утвари, представляющие разные этапы её развития. Среди них украшенные эмалями меднолитые изделия из коллекции Катри и Харри Вилламо. Они принадлежат фонду «Валаам» и ранее практически никогда не выставлялись. На выставке есть также иконы из финляндских частных коллекций, в том числе, из коллекции художника Леонардо да Вилху.
    В центре витрины - уникальная икона преподобного Исаакия Далматийского
    Крайне редко на обозрение публики выставляется уникальная икона преподобного Исаакия Далматийского, святого императорской семьи Романовых и Петра Первого. Изготовленная из латуни, с позолотой и серебрением, она  предназначалась для освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 года, когда Российской империей правил Александр II.
    Икона преподобного Исаакия Далматийского, святого императорской семьи Романовых и Петра Первогоnew valaam icons 4
    Большой редкостью являются около десятка меднолитых икон и крестов знаменитого московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева, который работал с 1870-х до 1900-х годов. Украшенные цветной эмалью, эти образа имеют инициалы мастера, а иные и год изготовления, что является дополнительным подтверждением их подлинности.
    Здесь же можно наглядно представить, как ухаживали за меднолитыми иконами. Лики на некоторых из них практически истёрты. Иконы считались святынями и должны были быть чистыми и блестящими. А поскольку латунь темнеет очень быстро, иконы часто чистили, причём с помощью песка и прочих грубых абразивных средств. В результате черты лиц святых,  изображенных на иконах, постепенно стирались. Интересно, что эмалирование при этом сохранялось очень хорошо.
    new valaam icons 6
    На выставке можно увидеть современные меднолитые иконы, при производстве которых используются новые технологии и новые иконные модели. Известны случаи, когда по старым иконам делают копии, а на их основе – подделки под старину, причем так, что иногда даже специалистам трудно отличить подделки от антикварных икон. Иногда на старые иконы заново наносят эмаль, чтобы повысить ее цену. На валаамской выставке имеются примеры всех этих случаев.
    В связи с выставкой Валаамский монастырь опубликовал книгу о  меднолитой пластике. Желающие могут научиться самостоятельно изготавливать меднолитые утварь на специальных курсах в Валаамском училище. 
    Выставка продлится до 28 февраля 2019 года.
    Автор благодарит за помощь в подготовке материала наместника Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря иеромонаха Михаила и сотрудницу пресс-службы Елизавету Григорьеву.
    Материал опубликован в журнале «Русский век», № 8, 2018.

    Комментарии  
    Цитирую Инесса:
    Отличный рассказ о роскошной выставке! Самой тоже посчастливилось её увидеть.

    У них в следующем году тоже будет очень интересная выставка, но пока о ней не велено говорить!
    Отличный рассказ о роскошной выставке! Самой тоже посчастливилось её увидеть.
    Добавить комментарий