Перед XXVIII Неделей финского кино мы традиционно встречаемся с ее программным директором Алексеем Дунаевским, чтобы приоткрыть завесу тайны и узнать, какие финские фильмы ждут зрителя. Дунаевский обещает: самые новые и самые интересные.
- Алексей, XXVIII Неделя финского кино проходит с 24 по 30 ноября в год столетнего юбилея независимости Финляндии. Каким образом этот факт отмечен в программе?
- Во-первых, мы показываем фильм, который является своего рода украшением этой даты. Это «Белый олень», снятый в 1952 году режиссером Эриком Бломбергом. Первая финская картина, которая получила премию жюри в Каннах, очень колоритная и неожиданная для нашего зрителя, такая полулегенда, полусказка.
Кроме того, сам факт, что мы проводим уже 28 фестиваль, говорит о нашем отношении к Финляндии в целом и юбилею её независимости.
- Четырнадцать фильмов?
- Да, а могло бы быть и больше, но, к сожалению, есть некоторые обстоятельства, которые не позволяют нам расшириться, как хотелось бы. Собственно говоря, эти обстоятельства повторяются каждый год. Мы же хотим получить не просто финские фильмы, а те, которые получали премии, открывали престижные фестивали в Гётеборге, в Чикаго, пользовались успехом на престижном кинорынке в Торонто. Кроме того, зритель хочет посмотреть самые успешные картины Финляндии. А это не всегда возможно по объективным обстоятельствам.
- И тем не менее?
- И, тем не менее, на 28 Неделе финского кино мы покажем фильмы, многие из которых уже насладились мировой славой. Откроется наша Неделя фильмом-лауреатом многих киносмотров – «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки. На открытие претендовали и другие, не менее достойные картины, но победил фильм Каурисмяки.
- Очевидно, и актуальность темы повлияла на Ваше решение?
- Тема беженцев, конечно, будет актуальна еще очень долго. Но Каурисмяки как настоящий художник говорит не о политике, а о человеческих отношениях, и делает это в своем стиле. Реалии сегодняшнего дня, конечно, присутствуют, но действие, как мне кажется, лишено временных примет, а герои фильма выглядят так, как будто они вышли из 70-х. Кстати. В этом фильме вновь играет любимая актриса режиссёра Кати Оутинен.
- Я вижу в списке картин «Вечный путь» режиссёра Антти-Юсси Аннилы, которая вызвала среди финских зрителей горестные воспоминания.
- Не удивительно, ведь это страшная история, и она не могла не затронуть многие финские семьи. «Вечный путь» можно сравнить со знаменитым фильмом Элема Климова «Иди и смотри», который называли самым тяжёлым фильмом о войне. Речь в «Вечном пути» идет о судьбе финна, который вернулся из Америку в родную деревню в Остроботнии, но был изгнан из страны по обвинению в приверженности социализму. В итоге главный герой, Юсси Кетола оказывается в Советской Карелии среди финнов и американцев, которые приехали сюда строить идеальное общество, а оказались жертвами красного террора. Я не случайно вспомнил Элема Климова, в фильме есть очень тяжелые для просмотра сцены. Мы специально предупреждаем об этом зрителей.
- Где еще зрителю будет невесело?
- Ещё будет показана прекрасная, но, мягко говоря, невесёлая картина «Эвтанизатор» режиссёра Теему Никки. Ее название сразу указывает на то, что речь пойдёт о человеке, осуществляющем акты эвтаназии собак. Да, в нем есть несколько сцен насилия по отношению к животным, и заканчивается она грустно, хотя режиссер утверждает, что снял черную комедию. Но у нас фестиваль финского кино, а не фестиваль фильмов хорошего настроения.
- Надеюсь, радостные темы тоже будут.
- Безусловно. Я стараюсь составлять программу, чтобы можно было и посмеяться, и погрустить, и поразмышлять. Мы покажем, к примеру, комедию «Мужчина и ребенок» режиссёра Марьи Пююккё, поставленную по мотивам одноименногоромана финской писательницы Эвы Хиетамиес "Yosyotto", что переводится как "Ночное кормление". Марья Пююко активно выступает за развитие женского кинематографа, и в своей картине рассматривает ситуацию, когда мужчина остался один на один с маленьким ребенком, и через какие сложности ему пришлось пройти. На кинофестивале Nordic International в Нью-Йорке фильм получил главный приз.
- Финский кинематограф уделяет много внимания семейным отношениям.
- У нас есть еще два фильма, которые так или иначе обращаются к этой теме. Это «Звездные парни» режиссёра Висы Койсо-Канттилы. Эта картина участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля, что сразу говорит о ее высоком качестве. Речь в ней идёт о сексуальной революции 1969 года, которая приходит в городок на севере Финляндии. Мы смотрим за происходящим на экране глазами двух 13-летних мальчиков, которые поневоле наблюдают за сексуальным раскрепощением своих родителей и последствиями этого процесса.
Койсо-Кантилла – известный в Финляндии режиссер документального кино. «Star Boys» - его дебют в качестве режиссера и сценариста в игровом кинематографе. История «звездных мальчиков» навеяна его собственными воспоминаниями 70-х годов.
И еще один «семейный» фильм - «Крылышко», первая полнометражная игровая картина режиссёра Сельмы Вилхунен. История о сложных взаимоотношениях незрелой матери-одиночки, которая никак не может повзрослеть, и 12-летней дочери, взрослеющей слишком рано. Премьера фильма состоялась в 2016 году на кинофестивале в Торонто. 1 ноября 2017 года он получил награду Северного совета - одну из самых престижных в Скандинавии.
- Сельма Вилхунен, но уже как режиссер документального фильма «Революция лошадок», также представлена на Неделе.
- В Финляндии есть такая субкультура – хоббихорс, дословно, лошадиное хобби. Такое милое развлечение, когда девочки скачут на игрушечных лошадках. «Революция лошадок» - картина о девочках-подростках из Хельсинки, которые придумали это развлечение как вид спорта, хобби, игру, забаву, назовите, как хотите. Как правило, любое необычное занятие, которое придумывают финны, со временем выходит за рамки узкой группы и становится популярным. Судя по всему, здесь будет так же. Кстати, девочки, которые придумали хоббихорс, уже окончили школу, но всё еще скачут.
- А что приготовлено для детей?
- В детской программе очередные, новые серии приключений Оннели и Аннели, а также Рикки Раппера. Мы показывали все предыдущие части этих киносериалов, и я решил, что нельзя прерывать традицию. Тем более, что помимо нашей Недели эти фильмы на русском языке посмотреть негде.
- Алексей, как правило, на Неделе всегда есть что-нибудь из разряда «крутое кино» – вестерн, триллер, боевик. Что на этот раз?
- На этот раз – это так называемый арктический вестерн «Закон земли» Юсси Хилтунена. Точнее, финнстерн, есть такой кинотермин. Это настоящий национальный финский киножанр, в котором снято достаточно много фильмов. Как правило, это крутая разборка крутых мужчин. В данном случае, отец, полицейский, выступает против сына, уголовника и беспредельщика.
- Какая картина впечатлила Вас больше всего?
- Уверенно отвечу – «Майями» Зайды Бергрота. Многие финские кинокритики называют эту картину лучшим фильмом года. Эта криминальная мелодрама получила несколько наград, в том числе на Чикагском фестивале. В центре повествования - певица кабаре и её сестра, которые росли порознь и встретились уже взрослыми. «Майами» очень напоминает русский фильм «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего с Оксаной Акиньшиной в главной роли.
- Что касается остальных фильмов…
- Мы упомянули практически все картины. Напомню напоследок, что 28 Неделя финского кино пройдёт с 24 по 30 ноября в трёх кинотеатрах Санкт-Петербурга – «Авроре», «Англетере», «Ленфильме».