Сегодня Кархула – скромный район Котки. Однако были в ее истории страницы, отмеченные звоном хрустальных бокалов и блеском золотых медалей. О них рассказывает выставка «Кархула – стекло для всех», которая открылась недавно в Котке в Морском центре Велламо.
Любители финских блошиных рынков, винтажных магазинчиков и обычных секондов наверняка замечали, как много там стекла и хрусталя. Особенно в регионе Кюменлааксо: разнообразные бокалы, фужеры, лафитники, стопки, вазочки, розетки. Здесь можно найти и дорогой хрусталь с ручной гравировкой, и обычное прессованное стекло. И хотя не все изделия имеют художественную или материальную ценность, тем не менее, их хранят старые и покупают новые владельцы. Потому что изделия с медведем – клеймом Кархульского стекольного завода – сегодня история. Завод, которому было 120 лет, закрылся в 2009-м.
Музей региона Кюменлааксо расположен в Морском центре Велламо. Экспозиция Кархульского стекла на несколько лет станет постоянной и, наверняка, очень популярной – в первую очередь среди жителей Кюменлааксо. О закрытии стекольной фабрики сожалеют не только бывшие работники. Стекло Кархулы было местной гордостью, известной на всю Финляндию. Открывшаяся выставка в некоторой степени восполняет утрату, а нам, туристам, позволяет увидеть знакомый регион в новом свете.
Экспозиция великолепно оформлена. Темные, частично «под кирпич», стены выставочного пространства создают драматургический контраст с прозрачными витринами и их сверкающим содержимым. Представленная коллекция поражает разнообразием, за что надо сказать «спасибо» в первую очередь бывшим владельцам предприятия – акционерному обществу Антти Альстрема. В 80-90-ые, когда фабричные музеи начали закрываться, общество сохранило музейную коллекцию, а после закрытия предприятия передало её в музей региона Кюменлааксо. И, наконец, зрительный ряд дополняет текстовый ряд, доступный также на русском языке. Последнее дает возможность не только любоваться прекрасными изделиями, но и понять суть метаморфоз, произошедших с предприятием, на котором когда-то была впервые сделана знаменитая ваза «Савой» Алвара Алто – символ национального стекольного дизайна.
История: Вильям Рут и Антти Альстрём
В названии выставки – «Кархула – стекло для всех» отражена суть этой драматической истории длиною 120 лет. Основные стекольные предприятия Финляндии были открыты в 80-х годах XIX века. Кархульский стекольный завод в 1889 году основал Вильям Рут (1839-1913), один из первых финских промышленников. Вильям Рут владел лесопилкой - самым распространённым в то время бизнесом на реке Кюми. Лесопилки, как известно, производят много отходов – опилок, но не всегда гарантируют стабильную прибыль. Но поскольку опилки хорошо горят и идеально подходят в качестве топлива при плавлении стекольной массы, а бутылки и оконное стекло требуются всегда, Вильям Рут решил также открыть стекольный завод.
В 1913 году Рут умер, предприятие было выкуплено акционерным обществом Альстрёма. Через некоторое время в его же руках оказался и ранее открытый завод в Иитале. Интересно, что имя Альстрёма носит улица в Кархуле, на которой и сегодня расположено бывшее поместье Кархулан хови, принадлежащее когда-то Вильяму Руту.
Производства в Иитале и Кархуле развивались параллельно, они участвовали в больших европейских выставках, получали призы. Однако стремление к рационализации привело к тому, что изготовление ручного стекла перевели в Ииталу, а завод в Кархуле стал крупнейшим, а затем и единственным в Финляндии серийным производителем стеклянной тары и других изделий из стекла.
Не найдется в Финляндии дома, в котором не было кархульской продукции. Помимо разнообразной посуды здесь выпускали пивные и водочные бутылки, стекловолокно, стекловату, изысканные парфюмерные и самые обычные аптечные флаконы, стеклоблоки для ванных комнат, спортивные призы, медицинский инвентарь, оконное стекло, баночки для горчицы, солонки, сливочники и даже купели. Кархульское стекло сопровождало финнов ежедневно, в печали и радости, в праздники и будни.
Однако уже в 60-ых появились новые материалы, которые вступили в конкуренцию со стеклом. В первую очередь пластик, именно он со временем вытеснил стекло из многих сфер использования. Негативным оказался и тот факт, что в свое время завод был продан американскому концерну Owens-Illinois, крупнейшему мировому производителю стеклянной тары. У заокеанских владельцев не дрогнула рука в 2009 году закрыть кархульский завод. И вот результат: бутылки и многую другую тару из стекла производят и сегодня на предприятии в Ярваканди, Эстония, а от кархульского завода осталась только эта выставка и множество вещей, сохранившихся в музее и в домах финнов.
Поднимем бокалы
Самый распространенный вид домашнего стекла, безусловно, стопки, бокалы и фужеры. К сожалению, именно они-то и страдают больше всего в домашних застольях. Тем не менее в коллекции кархульского музея сохранились разнообразные виды этой посуды, которые сегодня может увидеть зритель. Предназначение их сейчас не сразу и поймешь, но это и не важно. Разнообразие форм и декоративных отделок радует глаз.
Например, отливающие металлическим блеском предметы из люстрового стекла, изготовленные в 1920-е годы, а также бокалы для ликера и коньяка модели «Болс» с характерными цветными чашами. Эти красивые цвета в Кархуле именовались медно-рубиновый красный, кобальтовый синий и рубиновый красный. Модель производилась еще в начале XX века.
Кархульский завод изготавливал также посуду для ресторанов. Ресторанное стекло должно было быть практичным, простым и недорогим. Многие рестораны заказывали посуду по своим моделям. Существовала особая мода на бокалы. В начале XX века в Финляндии производились два вида бокалов для игристого вина - высокие и узкие и, на американский манер, широкие. В 30-е годы в Финляндии было модно всё американское, начиная от джаза, заканчивая бокалами с широкой чашей. Но позже игристое вино в Финляндии стали пить из традиционных узких и высоких бокалов.
Производили также в Кархуле специальные тонкостенные бокалы. Особенность этих бокалов заключалась в том, что за счет специальной формы и тонких стенок они быстро принимали температуру вина и подчёркивали его вкус. Предназначались для дегустации вин в магазинах «Алко» и для ценителей качественных вин.
Стекло vs хрусталь
Нам, россиянам, кажется, что каждый финский дом непременно украшен волнистой вазой Алвара Аалто и пузырчатыми стаканчиками Тапио Вирккала. Так оно и есть, но не всегда только так. Многие финны и сегодня не стесняются тяжёлых хрустальных ваз и графинов, покрытых ручной гравировкой. Знающий человек при покупке старого хрусталя проведет пальцем по грани, чтобы проверить, ручная ли она или литая. Разница ощущается пальцами.
Хрусталь «Карху», который производили на предприятии в начале XX века, ценится и сегодня. Благодаря присутствию свинца, он легко шлифуется и хорошо преломляет свет, создавая эффект праздника, торжества. Кархульский хрусталь был лучшим из производимого стекольными заводами в Финляндии и экспортировался в разные страны. Возможно, эти изделия еще сохранились у кого-то из российских коллекционеров.
Особое место в хрустальной коллекции занимают предметы с желтым покрытием. Желтый прозрачный слой краски «запекался» на хрустале в печи. До Второй мировой войны Кархульский стекольный завод часто становился участником всемирных выставок. В 1929 году в Барселоне в 1929 году кархульский хрусталь был награжден медалью «Medalla de Orolla».
Ветры перемен
Вкусы населения на стекло формировались под воздействием технологий и моды. В конце XIX века финские стекольщики равнялись на Францию, Германию и Швецию, заимствуя модели из тамошних каталогов. Похожести готовых изделий способствовало и то, что многие мастера переходили с одного места работы на другое, используя модели с предыдущих производств. Поэтому на первых этапах продукция заводов в Иитале и Кархуле не слишком отличалась друг от друга. Кстати, это явление распространено во многих сферах в России и сегодня, например в ювелирном производстве.
Самобытное направление в финском стекольном деле начало зарождаться в 20-30 годы прошлого века. Первым профессиональным художником, который принял участие в создании художественного стекла в Кархуле, стал Эрик Отто Волдемар Эрстрём (Eric Otto Woldemar Ehrstrom). Надо сказать, что Эрик О.В. Эрстрём – знаковая фигура финского искусства. Его называют первым дизайнером в области прикладного искусства в Финляндии. Он экспериментировал с металлом, эмалью, ювелирными изделиями и оставил много интересных предметов, в том числе, например, для усадьбы Хвитреск. С кархульским стекольным заводом он сотрудничал уже в солидном возрасте, незадолго до смерти. Удивительно, что этот факт не нашёл отражения даже в финской Википедии. На выставке представлены графины и вазы, разработанные Эрстрёмом.
Чтобы создать оригинальный дизайн в стекле, в 1932 году заводы в Кархуле и Иитале провели конкурсы среди художников. Лучшие модели планировалось запустить в производство. Конкурс проводился от имени обоих заводов, однако вся продукция производилась в Кархуле.
В то время в моду входил функционализм, что проявилось в результатах конкурса. Изящные графины и вазы в традиционном стиле остались без призов. Первые шаги функционализма в стекольном производстве были подкреплены следующим конкурсом, который прошел в Кархуле в 1936 году. В нём, в том числе, приняли участие Алвар Аалто и Айно Марсио-Аалто. В итоге функционализм в финском стекольном дизайне стал основным направлением.
Международный успех
Большая часть выставки посвящена успехам финских стекольщиков на международных миланских триеналле (La Triennale di Milano) в 1932 и 1936 годах. В 1933 году кархульские модели получили Grand Diploma d’Honore, почетный диплом, вторую по значимости после Гран-при награду. В 1936 году Финляндию представляли Алвар Аалто и Айно Марсио-Аалто, а также основанное годом ранее общество «Артек». Тогда изделия из прессованного стекла получили золотую награду. После 1930-х годов Кархульский завод больше не участвовал в миланских триеннале, поскольку состоялось разделение производства, выпуск художественной продукции был переведен в Ииталу.
Считается, что после Парижской всемирной выставки 1937 года финский стекольный дизайн занял своё место на международной арене. Финское стекло обрело свои формы, разорвав связь со шведскими и немецкими корнями. Именно после выставки Алвар Аалто стал широко известен как дизайнер изделий из стекла. Кархульский стекольный завод завоевал Гран-при Парижской всемирной выставки.
Трудовые будни
После войны на заводе в Кархуле сосредоточилось автоматизированное производство стеклянной тары, а в Иитале изготавливали художественное и бытовое стекло методом дутья. «Развод по-фински» завершился окончательно в 1954 году. В Иитталу было переведено изготовление многих моделей, ранее производившихся в Кархуле. Самым известный пример – ваза «Савой» Алвара Аалто.
На долю Кархульского завода остались бутылки, стеклоблоки, стекловолокно и другие повседневные изделия. И здесь приходилось решать разного рода задачи – и производственные, и коммерческие, и творческие. Вот забавный пример. На заводе изготавливали стеклоблоки, которые считались лучшими на международном рынке. В некоем заводском документе от 24 апреля 1963 года, который был подготовлен для правления АО А. Альстрёма, говорилось: «В ходе проведенных в Швеции исследований кархульские стеклоблоки получили хвалебные отзывы как лучшие в мире по прочности и крайне презентабельные по внешнему виду».
Самым важным продуктом стали пивные бутылки. Конвейер был настроен таким образом, что мог выпускать их пару месяцев круглосуточно в три смены. Это были десятки миллионов пивных бутылок. Но в то же время его можно было перенастроить на выпуск бутылок для ликеров, которых требовалось гораздо меньше.
Бутылки были не только бесцветными, но и цветными. Самой сложной в производстве была бутылка для популярного финского экспортного продукта - водки Finlandia. Кстати, её автором был известный дизайнер Тапио Вирккала. Ему пришлось разработать десятки вариантов ёмкостей для разных рынков, поскольку в каждой стране были свои нормативы, регулирующие объём бутылок. Так вот, для водки Finlandia требовалось абсолютно бесцветное стекло. Малейшее количество железа могло придать прозрачному стеклу зеленоватый оттенок.
Непростым были и изготовление похожей на лед формы. Механическая обработка здесь не подходила, поскольку придавала изделию безжизненный вид. Рельеф для каждой бутылки приходилось выбивать вручную, причем этот должен был делать один человек с определённым индивидуальным почерком, утверждённым Тапио Вирккала. Язык не повернётся назвать эту бутылку упаковочным материалом для водки, не правда ли?
Бутылка для водки Finlandia и стала последней точкой в истории славного завода стекла в Кархуле. Она сошла с конвейера завода 10 декабря 2009 года в 7.45.
В истории кархульского стекольного завода есть много интересных, познавательных и красивых моментов, с которыми можно познакомиться до 31 января 2022 года. Настоятельно рекомендую.
Адрес Морского центра Велламо, где проходит выставка «Кархула – стекло для всех»:
Tornatorintie 99
Автор благодарит Музей региона Кюменлааксо за предоставленную информацию.