Музей Южной Карелии в Лаппеенранте нередко показывает зрителям выставки, связанные с Россией. Экспозиция «Мыс Священной собаки» из Ханты-Мансийска стала окном в финно-угорскую Сибирь.
Финны и ханты входят в одну языковую группу, поэтому понятен интерес финских музейщиков к преданиям хантов - коренных народов Сибири. Но между Лаппеенрантой и Ханты-Мансийском многие тысячи километров. Где они могли встретиться? Конечно, в Петербурге.
- Наша встреча с создателями этой экспозиции произошла на очередном Российcко-финском культурном форуме в Санкт-Петербурге в 2017 году, - рассказывает интендант музея, куратор выставки Сату Столберг (Satu Stahlberg). – Нас привлекла и близкая нам тема, и её художественная подача. Был подписан договор между Лаппеенрантой, Ханты-Мансийском и двумя музеями. Все организационные вопросы решились достаточно быстро.
Экспозиция открылась в апреле и продлится до 29 сентября. У туристов достаточно времени, чтобы окунуться в её необычную атмосферу. «Мыс священной собаки», по сути, состоялся благодаря тому, что в нужном месте в нужное время соединились три фактора. Одно из них - наследие хантыйского народа, сохранённое сотрудниками Музея природы и человека. Это костюмы, предметы быта и культа, чучела животных, традиционно сопровождавшие хантов – всё то, что составляет основу материальной культуры народа.
Два других – творчество известного хантыйского писателя и журналиста Романа Ругина, ушедшего из жизни в 2016 году, и молодого, но уже заявившего о себе иллюстратора Алёны Абитовой. Точнее, переплетение их творчества: Алена Абитова тушью на больших полотнах кальки нарисовала персонажей из знаменитых «Северных сказок» Ругина. И еще написала – хотя правильно сказать начертала! – сам текст преданий оригинальным авторским шрифтом. Именно эти полотна придают выставке неповторимый мистический характер.
История их встречи такова. В 2012 году Алёна Абитова, тогда студентка Ханты-Мансийского института культуры, во время этнографической экспедиции побывала в селе Питляр в Ямало-Ненецком автономном округе. Это историческое поселение шурышкарских хантов, а также родина писателя и журналиста Романа Ругина, известного исследователя хантыйской культуры. В 2014 году Роман Ругин отмечал 75-летний юбилей. Алёна вернулась в Питляр, лично познакомилась с писателем. Тогда и родилась идея выставки в том виде, в котором она существует сейчас.
В 2016-м Ругин ушёл в мир своих предков. А выставка колесит по свету и, вот, доехала до Финляндии, рассказывая зрителям трогательные и наивные хантыйские истории - о старике по имени Порака и его семи дочерях, о войне зверей и птиц, о верной любви прекрасной вдовы-невесты Татьи, о реально существующем мысе Священной собаки. Там, по преданию, к хантам пришла их главная помощница и хранительница – Священная собака, и там они возвели алтарь в её честь, когда она умерла.
Выставка расскажет зрителю, как ханты одевались, как охотились и рыбачили, где жили, как решали вопросы личной жизни и растили детей. Например, украшенная лентами палатка на фотографии не что иное, как убежище для молодой семейной пары. В такой палатке посредине чума молодые уединялись, и никто не мог их беспокоить.
Большое значение ханты придавали безопасности младенцев. До определённого возраста они могли находиться только в такой люльке. Опускать ребёнка на землю или на пол было нельзя. А если младенца забирали из колыбели, то туда обязательно надо было положить нож или ножницы, чтобы там не поселились злые духи.
Скажете, сказки? Да кто же проверит, так оно или нет, когда речь идёт о мысе Священной собаки…
Отличным дополнением к выставке из Ханты-Мансийска стала экспозиция Музея Южной Карелии "Примечатльные древние реликвии Южной Южной Карелии" - о жертвенных камнях, захоронениях, наскальной живописи, древних городищах, крепостных сооружениях. Выставку сопровождает устный рассказ на финском языке, который можно послушать с ауди-гидом. Для туристов приготовлены тексты на русском и английском языках. В них рассказывается о древних обычаях, существовавших на территории Карелии.
Один из таких обычаев – почитание чашечных камней. В этих священных камнях выбиты углубления чашевидной формы. Считалось, что такие камни были связаны с умершими родственниками или духами-хозяевами, к ним приходили попросить помощи в делах или поблагодарить за что-то. На территории Южной Карелии чашечные камни располагаются на горе Рапямяки в деревне Каускила и на полуострове Арпосенниеми в Лухданлахти.
Самое значительное древнее реликтовое место не только в Южной Карелии, но и во всей Финляндии, карельский могильник в Каускила – единственное захоронение эпохи крестовых походов, относящееся к периоду 1050–1300 гг. Во время археологических раскопок здесь нашли более сотни могил, множество предметов, а также остатки средневековой деревянной церкви. Сегодня известно, что холм Каппелинмяки в Каускила служил местом погребения, начиная с XII и вплоть до XVII века.
Могильник в Каускила находится менее чем в десяти километрах от центра Лаппеенранты. Направляясь туда, стоит помнить, что недвижимые объекты археологического наследия в Финляндии защищены Законом об охране объектов национально-культурного наследия. Здесь нельзя делать раскопки, производить какие либо изменения или повреждения, скрывать обнаруженные находки. Любые несанкционированные вмешательства на таких территориях запрещены законом, действие которого распространяется как на доисторические, так и на исторические объекты. Стоит отметить, что некоторые из археологических объектов расположены на частных земельных участках.