Terve Suomi - Финляндия для любознательных
    Три вселенные Ану Пентик

    Три вселенные Ану Пентик

    Одна из моих финских «мечт» – поехать в Лапландию, на керамическую фабрику Pentik в Посио – накрылась медным тазом, когда финская премьерша Санна Марин закрыла въезд в страну для русских туристов. Поездки в Суоми отложились на неопределенное время, и я решила обновить пост о выставке Ану Пентик в Хельсинки. Потому что помимо выставки были другие впечатления, о которых не было рассказано.

    Моё знакомство с Пентик состоялось, наверное, в 2008-м, в их фирменном магазине в окрестностях Коуволы. По дороге в Хельсинки мы с подругой остановились там выпить кофе. Первое впечатление – восторг в квадрате: хотелось всё осмотреть, потрогать руками и купить. Я влюбилась сразу, бесповоротно, несмотря на кусачие цены. И после этого постоянно заходила во все их фирменные отделы, прикидывая, какую именно посуду и текстиль я начну собирать после ремонта. Прелесть Пентик в том, что в их коллекциях сочетается практичность, качество, тактильность, цвет, настроение, стиль. А ужас в том, что мне нравятся все – или почти все – их вещи!

    Сад Екатерины

    anu pentik

    В 2014 году Институт Финляндии, ныне закрытый финнами, пригласил на открытие выставки Ану Пентик «Сад Екатерины». На вернисаж приехала основательница бренда в сопровождении сына, исполнительного директора компании, Паси Пентикяйнена. Ану произвела впечатление очень энергичной, целеустремленной и доброжелательной персоны. Чувствовалось, что несмотря на недетский возраст (в тот момент ей было 72), вряд ли она оставит своё дело раньше, чем силы покинут её совсем.
    Коллекция, которую показывали в Институте Финляндии, была вдохновлена парками времен Екатерины II. Снимки, на которых блюда и вазы с роскошными, яркими цветами – оттуда. Вазы у меня почему-то не сохранились, только блюда, но уж поверьте, они все были прекрасны! Я видела эту коллекцию при электрическом освещении и дневном свете. Удивительное свойство: яркие краски под глазурью как будто пульсируют, даже в приглушенном ноябрьском дневном свете они излучают свет, как будто в обожженной глине ещё сохранился жар печей. 
    Три пространства
    Следующая встреча с творчеством Ану Пентик состоялась в Хельсинки. В 2014 году в выставочном зале Кунтсхалле (находится в 300 метрах за Зоологическим музеем) проходила её выставка «Three rooms». В переводе с английского room – комната и пространство. Экспозиция состояла из трех частей и располагалась в трех больших и нескольких маленьких залах, которые находятся на втором этаже Кунтсхалле. Проходя через них, посетители перемещались через три удивительных мира, созданных с помощью глины, огня, красок, мастерства и воображения художницы, и становились участниками театральной постановки в трех отделениях: «Высокие небеса», «Каменная земля» и «Разноцветный рай». Для создания всех объектов художнице понадобилось более 5 тонн глины и несколько лет. Все предметы были сделаны вручную.
    Сцена первая – это реалии сегодняшнего дня, которые касаются практически каждого. Поднимаясь с лестницы, машинально поворачиваешь налево и оказываешься в сегодняшнем мире. Что здесь добавить? Вселенная обнимает нас, даёт крылья, но мы предпочитаем жить, уткнувшись в гаджеты. «Небеса» выполнены из более, чем двух тысяч мелких керамических элементов, нанизанных на стальную проволоку. Подвешенная к потомку конструкция производит впечатление легкости и воздушности.
    Ану Пентик не раз говорила, что её стихия – суровая северная природа, дерево, камни, бегущая вода. Вдохновленная Лапландией, она создала свою природу из глины. Огромные то ли шары, то ли яйца «рассыпались» по деревянному полу как валуны на берегу озера с тёмной водой. Возможно, среди них есть и те самые семь яиц, из которых, по преданиям Калевалы, родилась Вселенная: земля, небесный свод, светлое солнце, ясный месяц, звёзды и тучи. Гамма – от нежно-бирюзового до серо-белого, от голубого и ярко-синего до почти черного, с грубыми фактурными поверхностями. Каждый из «камней», составляющих вторую Вселенную, самостоятельный художественный объект.
    Взрыв эмоций происходит у каждого, кто переступает порог третьего зала. Незнакомые люди (и это финны!) вдруг начинают говорить друг другу, как это красиво. А это потрясающе красиво: триста вылепленных из глины цветов, дерево с фруктами, райские птицы.
    Если райский сад существовал, то цветы в нем были именно такие: буйных ярких цветов и невиданных форм. Холодные – лапландские – синие тона в начале экспозиции меняются на экспрессивно-теплые, оранжевые, напоминая о любви художницы не только к Лапландии, но и к Индии. Да и где же быть раю, как не в тропиках?
    Глина – всему голова
    Ану Пентик рассказывает: «Я просыпаюсь в пять утра с мыслью, как замечательно, что скоро я смогу взять в руки глину». А в одном из интервью она призналась: «Глина – сложный элемент с безумным количеством возможностей. Я делаю глину уже более 60 лет, но чувствую, что только в начале пути».
    Глина стала рабочим инструментом Ану в начале 1960-х, когда она училась в государственном колледже инструкторов по ремеслам. Кстати, Ану Пентик – псевдоним, полное имя – Ээва Аннели Пентикяйнен, в девичестве Паси. Родом Ану из Куусанкоски, теперь это один из районов Коуволы. В городском театре поставили спектакль о знаменитой керамистке.
    Ану Пентик у своего дома в Куусанкоски. Фото: Википедия История бренда Пентик началась, когда в 1969 году Ану уехала вслед за мужем, учителем физкультуры Топи, в маленькую деревушку Посио в Лапландию. Свою первую керамику Пентикяйнены изготавливали в подвале, где тут же и бегали дети. Ану и Топи спали в комнате наверху, а днём убирали матрасы и принимали покупателей. При гончарне открыли магазин и кафе. Когда в кафе начали печь блины, посетителей в Посио стало больше.  
    В 1971 году была зарегистрирована компания Pentik Oy, а в 1974 году открыта керамическая мастерская и фабрика. Первый успешный продукт – подсвечник Kaamoskivi – Ану разработала в 1971 году. Как было написано на одном антикварном сайте, «многие думают, что его следовало бы оставить несделанным, ведь он на самом деле некрасив. Но, может быть, поэтому и пользуется популярностью у коллекционеров».
    Красота – понятие относительное. Эта корявая, на первый взгляд, вещь вызывает ассоциации с суровой северной природой, лапландским лесом, узловатыми корнями деревьев. Kaamoskivi в переводе с финского – камень полярной ночи. Название придумано Ану. Он выпускался на разное количество свечей, самое большое – двенадцать. Сейчас эти подсвечники встречаются достаточно редко.
    Дорога к успеху
    Но до полноценных авторских коллекций было еще далеко. В 90-ые, когда страна переживала рецессию, Пентик сосредоточилась на собственном дизайне, закрыв со временем побочные производства кожаной одежды и мебели. Были разработаны первые серийные коллекции – Айно и Тапио. Лишь в начале 2000-х благодаря выставкам Ану Пентик стала известна публике как художник. В 2012-м ей была присвоена почетная докторская степень в Университете Лапландии, в 2014-м была награждена медалью Pro Finland для деятелей искусств, а в 2021-м получила Государственной премию в размере 226 тысяч евро.
    Стальная Ану – так журналисты часто называют Ану Пентик. Другой, наверное, и нельзя было быть, когда с нуля, в подвале, создаешь компанию, и через несколько десятилетий ее оборот составляет миллионы евро. Она сама признается, что в последние годы, отойдя от руководства компанией, стала мягче и, ослабив контроль над близкими, дает жить близким. Сегодня Pentik Oy предлагает покупателям коллекции товаров для дома, куда входят посуда, текстиль, украшения интерьера, мебель и, конечно, авторские работы, выполненные создательницей бренда.
     
    На самой северной в мире керамической фабрике в Пойсио работают около 250 человек. Рядом с фабрикой находится культурный центр Pentik-maki – Холмы Пентик. Здания, соединенные стеклянными коридорами, образуют комплекс площадью 2500 квадратных метров, где расположены фабричные магазины, музей, выставки и кафе. В магазине Pentik Vintage продается керамика Pentik 70-х и 80-х годов. Так, благодаря одной сильной творческой личности ничем не примечательная деревушка Посио стала одним из туристических центров Лапландии, куда приезжают не только из Финляндии, но из других стран мира. Я верю, что рано или поздно я туда всё же попаду.
    Для тех, кто хочет узнать о Пентик больше:
    - Подробности о культурном центре Pentik Maki здесь;
    - репортаж к 50-летию компании Pentik Oy;
    - как живет семья Пенти в доме в Посио, видео и репортаж, смотрите здесь.

    Комментарии  
    -1
    И ширпотреба они много выпускают. Прилепили на китайский термос свой лейбл и всё, уже Пентик. Но, конечно, её авторские вещи - это чудо!
    +1
    Да! Я тоже мечтала туда поехать! Ну будем надеяться.
    Добавить комментарий