Terve Suomi - Финляндия для любознательных
    О церкви Св. Николая в Котке и Марии Пурпур

    О церкви Св. Николая в Котке и Марии Пурпур

    В церковь не принято ходить на экскурсии. Но есть храмы, на которых время и история оставили такие печати, что зайти туда должен  даже далекий от Бога человек. Одна из них - церковь Святого Николая Чудотворца в Котке.
    Вряд ли есть побывавший в Котке турист, который хотя бы однажды, хотя бы издали не видел здешнюю православную церковь. Отходишь буквально сотню метров от торгового центра «Пасаати» в сторону парка Исопуйсто - и вот оно, строгое и стройное желтое здание с белыми колоннами, портиками, колокольней, куполом и вознесенным к небу крестом. Жители города привыкли к тому, что в центре их города сохранился уголок, прямо напоминающий Петербург времен Российской империи.
    Церковь Св. Николая в Котке
    Во всех туристических проспектах указано, что построил церковь Яков Перрен, который является также архитектором Адмиралтейства. В некоторых источниках пишут еще проще: Яков Перрен, который строил Адмиралтейство. Здесь необходимо внести уточнение. Первая, деревянная, церковь в крепости Роченсальм была построена в 1792 году. Новое кирпичное здание церкви в стиле неоклассицизма строилось с 1799 по 1801 год по проекту архитектора Якова Перрена (Jakov Perrin). По данным Большой биографической академии Jakov Perrin (1750 – 1800) жил в Петербурге и дослужился до 8 класса. Указан один, построенный им, проект - церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в Галерной гавани Санкт-Петербурга, которая до наших дней не уцелела.
    Яков Перрен действительно служил при Адмиралтействе, но никак не строил его. Адмиралтейство, включая окружающие территории, в 18 веке неоднократно перестраивалось и достраивалось. Во второй половине 18 века здесь осуществлялись работы по упорядочиванию прилегающих территорий. Какие-то из этих работ, очевидно, и выполнял Яков Перрен. Увидеть окончание строительства храма в крепости Роченсальм ему не удалось: Перрен умер в 1800 году, и строительство возглавил архитектор Миллер, его коллега по службе в Адмиралтействе.
    Церковь Св. Николая в Котке
    Церковь строилась для солдат, офицеров и их семей, которые жили и служили в  военной крепости Роченсальм. Вместе с людьми храм пережил упадок и забвение, наступившие после того, как в 1809 году Финляндия вошла в состав России, и необходимость в линии Суворовских оборонительных крепостей, в том числе Роченсальма, отпала.
    Лишь чудом она осталась неповрежденной во время Крымской войны в 1855 году, и за всё время своего существования пострадала лишь однажды. Во время Второй мировой войны в Котке базировался немецкий флот, вследствие чего город подвергался бомбардировкам советской авиации. Во время одного из авианалетов бомба разрушила колокольню. Её восстановили уже после войны.
    Я давно хотела туда попасть, но как-то не складывалось: времени в поездках всегда не хватает, зимой, весной и осенью церковь открыта не каждый день, да и настоятель о. Александр бывает в отъезде. И вот, наконец, всё совпало. Я прихожу чуть раньше назначенного времени и открываю тяжелые двери храма. Церковь небольшая, но с первых шагов дух захватывает: здесь так красиво и величественно, как будто попадаешь в филиал Александро-Невской лавры. Редко встречающийся в финских православных храмах полукруглый иконостас впечатляет красотой ликов. Сам иконостас выполнен архитектором Миллером, который заканчивал строительство храма после смерти Перрена. Иконы написаны профессором Санкт-Петербургской академии Иваном Тупылевым. Он вошел в историю как великолепный портретист и иконописец, а также директор Императорской Шапалерной мануфактуры.
    Мое восхищение разделяет подошедший на встречу о. Александр Хаутамяки (Alexander Hautamäki). Он родом из Хамины, по материнской линии имеет петербургские корни. О. Александр – шестой настоятель в церкви Св. Николая Чудотворца, которая входит в финскую православную епархию. Большая часть икон, рассказывает о. Александр, представляет собой музейную ценность, поэтому многие лики находятся под стеклом.
    Старинные иконы требуют реставрации: и живопись, и дерево, и позолота. Эти работы осуществляются постоянно. В прошлом году была восстановлены риза и все золотые части иконы Св. Николая Чудотворца, написанной в 1801 году. Известный финский мастер-позолотчик Raimo Snellman осуществил реставрацию всех деревянных частей иконостаса.
    О. Александр рассказывает, что в храме немало подношений от именитых персон. Хрустальная люстра в нефе – подарок Екатерины Великой. В запасниках хранится праздничное облачение священника, принятое в дар от Суворова. Слева и справа от царских врат стоят светильники, сделанные мастерами местной, ныне закрытой, стекольной фабрики в Кархуле в 1895 году. С этим подарком связана интересная история. Стекольщики сделали лампы в честь столетия церкви, которая, как тогда предполагалось, была построена в 1795 году. Только в наше время, говорит о. Александр, поиски в петербургских архивах дали точный ответ: храм построен в 1801 году.
    В левой части храма висит икона, написанная в память спасения Александра II во время очередного покушения на него. Этот лик был заказан и дарован церкви пивным промышленником Павлом Синебрюховым. Не случайно икона оказалась именно в Котке. Как известно, во второй половине 18 века Пётр Синебрюхов был поставщиком военно-морских баз Российской империи. В крепости Роченсальм на пивных дрожжах подрастало богатство будущих пивных магнатов. Сын Петра, Николай Синебрюхов начал пивное дело, а Павел получил его в наследство после смерти брата и успешно развил дальше, став весьма богатым человеком, который даже водил дружбу с императором Александром II. Историю семьи Синебрюховых можно почитать здесь.
    Главная святыня – образ Святого Николая Чудотворца – находится в правой части нефа. Она написана специально для церкви примерно в 1790 году. Св. Николай изображен на фоне моря, старой деревянной церкви, сгоревшей во время войны, ныне не существующего Екатерининского маяка и русских военных судов перед Роченсальмским сражением. Роскошные серебряные ризы были сделаны из переплавленных монет и ложек, пожертвованных горожанами. Говорят, после Крымской войны Британский музей хотел купить эту икону, но кто бы продал святыню британцам? Для них была написана копия. Подтверждения этой версии я не нашла, отсаётся только верить.
    Мы выходим из храма, чтобы осмотреть старинное православное кладбище, которое примыкает к церкви. Рассказываю, что проходила через парк предыдущим вечером и видела толпу подростков на ступенях храма. О. Александр отвечает, что каждый из настоятелей мечтал о том, чтобы поставить вокруг церкви ограду, но ни у кого это не получалось: слишком много на это нужно средств. Так и получается, что по утрам приходится убирать окурки и банки, и закрашивать граффити со стен храма, которые оставляют не такие уж малолетние недоросли. 
    Кладбище маленькое и очень старое. Здесь покоятся останки русских моряков, погибших на фрегате «Николай во время второго Роченсальмского сражения в 1790 году.
    У ворот храма в 1999 году установили памятник местной легенде – вдове полковника Марии Пурпур, которая, по преданию, спасла церковь от уничтожения во время артобстрела английской эскадры в июле 1855 года. История эта вызывает много вопросов. В туристических источниках и блогах пишут, что женщина закрылась в церкви, заявив британцам: жгите вместе со мной, все равно не уйду! И галантные английские джентльмены, как будто бы, вынуждены были отступить перед храбростью отважной русской женщины. Звучит наивно, согласитесь.
    Пришлось рыться в Интернете. Напомню, что в 1854 - 1855 годах шла Крымская война. Как сообщает Википедия: «Для действий на Балтийском море в 1855 году союзники снарядили 67 судов; флот этот в середине мая появился перед Кронштадтом, надеясь выманить в море стоявший там русский флот. Не дождавшись этого и убедившись, что укрепления Кронштадта усилены и во многих местах заложены подводные мины, неприятель ограничился набегами лёгких судов на разные места финского прибрежья». Вот так вот – «лёгкие набеги»! Причем непосредственно об артобстреле Роченсальма вообще нигде не говорится – ни в финском, ни в русском, ни в английском Интернете. Ну, во всяком случае, на первых десяти страницах. Но ведь должны были быть свидетели уничтожения крепости!
    Ответ нашелся буквально под рукой – в подаренной мне несколько лет назад книге «Суворовская линия – Цепь крепостей Старой Финляндии». Книга вышла в Котке в 2009 году небольшим тиражом, авторы текстов – Галина Вангонен и Мартти Корхонен. И вот что выяснилось благодаря этому сборнику. Некий пастор Р. Е. Хьюкс, по совместительству школьный инспектор из Англии, путешествовал по Балтийскому морю как раз во время Крымской войны. Что он делал на Балтике, когда там хозяйничал британский флот, вопрос интересный, но не главный. Главное, что этот Хьюкс был свидетелем разгрома крепости Роченсальм и описал британские «подвиги» в вышедшей после войны книге «Два плавания под парусами на Балтийском море в 1854-1855 годах».
    Из этой книги понятно следующее. К тому моменту крепость была взорвана и покинута русскими, дословно: «Остались только две несчастные старухи». Во время артобстрела, который вели британские суда, церковь осталась невредимой. Но когда англичане спустились на берег, вспыхнул пожар, который с трудом погасили.
    Памятник Марии Пурпур, по легенде спасшей храм Св. Николая в Котке
    «Командующий флотом капитан Элвертон отмечал в своём рапорте: «К счастью, красивая церковь на острове нисколько не пострадала, так как применили меры предосторожности по ее защите». Не стоит и говорит, что далее англичане всё же нашли собственность местного населения, которой можно было поживиться. Не ради экскурсии же они спустились на берег в уже взорванную крепость. Но, как писал в своей книге пастор, успокаивая читателей: «преступления были весьма незначительными». Очевидно,  незначительными они были лишь потому, что все имущество, в том числе и церковное, было заранее вывезено.
    Эта история получила дальнейшую интерпретацию в британских СМИ, где англичане предстали джентльменами, пожалевшими старых леди и красивый храм. Британцы всегда знали, как представить свои подвиги в выгодном свете. Одна из двух, по выражению пастора, несчастных старух, очевидно и была Мария Пурпур, вдова полковника, которая к тому времени была в весьма преклонном возрасте. Вполне возможно, что обезумевшая от горя женщина и кричала гневные слова в адрес врагов. И сегодня она сидит на скамейке у храма, как будто защищая его и напоминая о последнем дне крепости Роченсальм.

    Комментарии  
    Цитирую Alexander:
    0чень интересно...

    Спасибо!
    0чень интересно...
    Цитирую Светлана:
    Замечательная статья

    Спасибо! Мне очень приятно!
    Замечательная статья
    Добавить комментарий