Популярный финский кинофестиваль «Любовь и анархия» отмечает 30-летний юбилей. Две недели, с 14 по 24 сентября, в кинотеатрах Хельсинки киноманы будут знакомиться с самыми яркими фильмами последних лет со всего мира.
30 лет – не шуточный юбилей. Чудо, что организаторы еще живы, - иронизирует финская пресса. Но судя по той же прессе, отношение к фестивалю Love & Anarchy самое положительное. За несколько месяцев до события в финских СМИ начали появляться материалы, посвященные 30-летию «Любви и анархии» и фильмам, которые будут показаны на юбилейном фестивале.
Вернуться в прошлое
Организаторы также решили подчеркнуть статус события. Весь август в кинотеатре «Орион» показывали 30 лучших фильмов, представленных зрителю на протяжении этих 30 лет. Сюда вошли дебюты, премьеры и редкие фильмы со всего света – от Америки до Азии.
Журнал кинотеатра «Орион» напомнил, что за 30 лет на фестивале были показаны около 3000 фильмов. Большинство из них не шли в Финляндии на большом экране. Многие из них зрители хотели бы увидеть вновь. Но не всё возможно даже для «Любви и анархии», поэтому: 30 лет – 30 фильмов. И, кроме того, три режиссёра, чьё творчество особенно важно для фестиваля, получили собственную серию показов - Hayao Miyazaki, Paul Verhoeven и, конечно, Lina Wertmuller. Не забываем, что кинофестиваль в Хельсинки получил название именно в честь фильма Лины Вертмюллер - D'amore e d'anarchia.
Кстати, в рекламном трейлере юбилейного праздника организаторы сделали реплику на сцену одного из самых известных фильмов, показанных на «L&A». Это знаменитый танец Умы Турман и Джона Траволты, но уже в исполнении юной финской поп-звезды Chisu и 84-летнего Йорна Доннера – скандально известного режиссера, актёра, писателя и политика. Получилось нахально и по Чехову: ружьё на стене должно выстрелить, и Йорн Доннер в этом качестве скоро выстрелит, но об этом позже.
Каннские истории
Трейлер, безусловно, хорош, но гораздо более важна работа по подбору фильмов-участников. Ведь именно они сделали фестиваль тем значимым культурным мероприятием, каким он является. Новый исполнительный директор фестиваля Анна Моттола (Anna Mottola) рассказала, что в мае сотрудники фестиваля съездили в Канны, чтобы «почувствовать международную атмосферу».
- Для первого раза это был великолепный опыт, - рассказывает Моттола. – Было много гламура, толпы, чудес и отличных фильмов. На вечеринках было очень весело, и везде был бесплатный скутер!
Представители L&A встретились в Каннах с коллегами из международной киноиндустрии, фестивальными актерами и прессой, со многими из которых были в переписке в течение многих лет.
Результатов поездки стали каннские фильмы и каннские гости на фестивале «Любовь и анархия». Во-первых, Хельсинки посетит Терри Фремо (Thierry Fremaux), директор Института Люмьера и художественный руководитель Каннского кинофестиваля. Фремо представит на фестивале свой фильм «Люмьер», составленный из ранних фильмов братьев Люмьер. Вкупе с закадровым голосом Фремо фильм представляет собой любовное письмом к первопроходцам кино.
Американо-итальянский режиссер Йонас Карпиньяно (Jonas Carpignano) привезёт в Хельсинки свой новый фильм «Ciambra», премьера которого также состоялась в Каннах. Фильм возвращается к теме цыганской общины в итальянской Калабрии.
Ещё одна новинка из Канн – дебютный полнометражный фильм немецко-иранского режиссёра Али Сузанде Tehran taboo, в котором используется анимация. В фильме рассказываются истории иранской молодёжи, борющейся с сексуальными табу строгой иранской общественности.
И, конечно же, главный Каннский трофей - обладатель Золотой Пальмовой ветви фильм "Квадрат" (Square) шведского режиссёра Рубена Эстлунда (Ruben Östlund). Критики называют его пародией на современную жизнь и европейские ценности. Зрители делятся на восхищенных и разочарованных. Но большинство сходится в одном: Альмодовар просто так Пальмовые ветви не раздает. Надо смотреть.
Из Венеции в Хельсинки
Как всегда, HIFF предлагает посмотреть лучшие фильмы до их широкого прогона. Непосредственно с Венецианского кинофестиваля в Хельсинки прибывает документальный фильм «Человеческий поток» (Human flow) китайского художника Ай Вэйвэя (Ai Weiwei) – душераздирающая драма, анализирующая глобальный кризис беженцев. Интервью для фильма осуществлялись в 22 странах.
Следующий посыл из Венеции – фильм режиссёра Мартина МакДонаха «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури» (Three billboards outside Ebbing. Missousi). Это история женщины, которая пытается заставить местную полицию найти убийц её дочери с помощью … билбордов.
Многие из обсуждаемых в этом году фильмов касаются различий и расхождений между людьми. «Любовь – болезнь» (The big sick) – комедия о любви, преодолевающей культурные межнациональные препятствия. Фильм основан на истинной истории любви пакистано-американского комика Кумаила Нанджана.
Коротко, но важно
Новинка фестиваля - программа короткометражных фильмов "Cut to Chase" (В погоню), которая состоится с 20 по 24 сентября. В мероприятии представлены около 200 коротких фильмов в общей сложности 34 категорий. У зрителей L&A Shorts будет возможность проголосовать за лучший финский короткометражный фильм. Зрительские фавориты будут показаны в Финляндии в рамках тура «Любовь и анархия», который состоится после кинофестиваля.
"Игра престолов" тоже здесь
В рамках L&A с 19 по 21 сентября проходит фестиваль финских фильмов - Finnish Film Affair. Впервые в этом году FFA организует параллельное мероприятие Nordic Flair, в котором основное внимание уделяется объединению скандинавских кинематографистов и международных профессионалов кино.
21 сентября звезда телесериала «Игра престола» датский актер Пилоу Асбек (Pilou Asbæk) получит первую премию Nordic Flair Award на 30-м фестивале «Любовь и анархия». Премия Nordic Flair присуждается человеку, который работает в киноиндустрии и способствует продвижению талантов северных стран на международном уровне. Награда служит признанием смелых ролей, сыгранных Асбеком, и его всемирно известной карьеры.
Церемония награждения состоится на публичном мероприятии, организованном HIFF и Yle, 21 сентября в 17.00 в Kulttuuriareena Gloria. Событие будет транслироваться в прямом эфире в Yle Areena. В специальном интервью Асбек расскажет о своей карьере в кино и на телевидении. Билеты можно купить в билетных кассах фестиваля, начиная с понедельника, 11 сентября.
Финны не подкачали
Ну и, наконец, о кино Суоми на кинофестивале «Любовь и анархия». Любители финского кинематографа найдут, чем себя порадовать: порядка тридцати названий от короткометражек и полного метра, от документалистики до детского кино, от комедии до драмы. И режиссёры - от начинающих до Аки Каурисмяки и Доме Карукоски.
Что обращает на себя внимание? Во-первых, наличие качественных фильмов для детей и юношества. Это устойчивая тенденция в финском кино, которая не меняется с годами.
Во-вторых, много внимания к социально-психологическим темам. В документальном разделе – фильм-откровение «Punk Voyage» о финской панк-группе «Pertti Kurikan». Участие в международном песенном фестивале стало тяжелым испытанием для группы, и через некоторое время после него участники решили расстаться. Премьера фильма о том, как музыканты провели последние годы вместе, и что их побудило сказать друг другу до свидания, состоится в рамках юбилейного фестиваля. Надо заметить, что финны с большим вниманием и участием относятся к деятельности своих необычных панкеров.
Режиссёр Элина Талвенсаари (Elina Talvensaari) в фильме "Чистота и опасность" (Purity and danger) обращает внимание на проблемы работниц финской секс-индустрии. Оказывается, есть такая сфера в Финляндии. По понятным причинам эти женщины не могут показывать своих лиц, поэтому об их чувствах и мыслях о своей работе рассказывают посторонние лица.
К более актуальной для Финляндии и вечной для всего человечества проблеме разводов привлекает внимание фильм Мии Халме (Mia Halme) "Каждая другая пара" (Every other couple).
Стоит заметить, что семейные отношения особенно беспокоят финских кинематографистов. В этом плане показательны две представленные на фестивале картины. "Маленькое крыло" (Little wing) Сельмы Вилхувен - нежная сердечная история о том, как находчивый подросток, которого воспитывает молодая мама, решает найти своего биологического отца. В "Звездных мальчиках" (Star boys) Висы Койсо-Канттила (Visa Koiso Kanttila) речь идет о сексуальной революции в рамках двух семей в маленьком финском городке, которая оказалась в слишком близкой досягаемости для двух подростков.
Любопытен взгляд французского режиссера Жана-Мишеля Ру (Jean Michel Roux) на одную из самый известных финских картин - "Раненый ангел" Хьюго Симберга. Как известно, художник написал картину в начале прошлого века, после того, как вышел из Госпиталя диаконисс, где лечился от психического заболевания. Названия картине он не дал, поэтому каждый волен вкладывать свой смысл в содержание полотна. Режиссер задает вопрос разным людям, кого они видят в раненом ангеле. Для медсестры это бремя, которые несут люди, оказывающие помощь. Родители видят в нём умершего ребёнка, священник - неустойчивость жизни. Так или иначе, картина Симберга по-прежнему трогает зрителей.
На фестивале "Любовь и анархия" состоится премьера фильма "Финский ангел" (Finnish angel). Картина французского режиссёра включена в официальную программу 100-летнего юбилея Финляндии.
Еще один фильм, который, безусловно, интересен не только для местной публики – «Nokia mobile – we were connecting people». Да, именно так, грустно, в прошедшем времени: мы связывали людей. Режиссер Арто Коскинен анализирует историю взлета и падения некогда одной из самых успешных компаний в мире. Ностальгия и надежда на то, что возрождение еще возможно, наверняка добавит этому фильму зрительской аудитории.
В категории художественного кино представлен фильм "По ту сторону надежды" (Toivon tuolla puolen) Аки Каурисмяки о человеческих отношениях беженца из Алеппо и его финского спасителя. Нынешней зимой он был удостоен "Серебряного медведя" на 67-м Берлинском фестивале. И вот только что пришла весть, что картина, которую Аки Каурисмяки назвал последней в своей кинокарьере, получила Гран-при Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI).
Ну и, конечно, «Tom of Finland» Доме Карукоски. Если не из общности сексуальных предпочтений, то любопытства ради на фильм о самом известном финском гее, да еще снятом одним из самых известных финских режиссёров, наверняка пойдут многие.
Инфан-террибль финского кино
Финский мат не менее богат и заковырист, чем русский. Но самое страшное слово в русском варианте звучит почти безобидно – чёрт. Однако направляясь в Суоми, не вздумайте сказать финну pеrkele. Это ругательство считается самым грубым. Тем не менее, оно прозвучало с экрана в 1971 году. Тогда еще сорокалетний режиссер Йорн Доннер назвал свой фильм «Perkele! Kuvia Suomesta», что в советском варианте было тактично переведено, как «Отвали! Образы из Финляндии».
Сегодня Доннеру – 84, но возраст не мешает ему проявлять активность в разных сферах. Доннер известен как режиссер, киноактер, продюсер и писатель. На его счету около тридцати художественных и документальных кино и телефильмов; он продюсер фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Иордан» и единственный гражданин Финляндии, награжденный «Оскаром». Вторая стезя Доннера – политика, в настоящее время он депутат Парламента Финляндии от Шведской народной партии. Пожалуй, никто не удивится, если Доннер решит баллотироваться на президентский пост.
В 60-е многие называли его картины провокационными, и было за что: тема секса звучала в них весьма откровенно. В фильме «Perkele! Kuvia Suomesta» секса как такового не было, просто финны рассказывали человеку с камерой, как им живется в Финляндии. Тем не менее, по словам Доннера, фильм получился самым дерзким, многогранным и нахальным портретом Финляндии. Почему? Потому что люди говорили то, что думали, откровенно, без прикрас, без цензуры. Не случайно, в одном из интервью Доннер говорил, что фильм, «сделанный в то время, когда разорившиеся фермеры переезжали в города, а бедные финны нанимались в качестве гостевых рабочих в богатой Швеции, считался слишком «свободным», и ... "в полном объеме он может быть показан только двадцать лет спустя».
И вот сенсация: Доннер снял «Perkele! Kuvia Suomesta - 2», в международном прокате он пойдёт как «Fuck off! Images of Finland – 2». Фильм финансируется Финским фондом кино, Центром пропаганды аудиовизуальной культуры AVEK и Фондом по продвижению музыки, создан в сотрудничестве с Yleisradio и является частью юбилейной программы Finland100. На фестивале «Любовь и анархия» состоится премьера картины, затем показы продолжатся на разных фестивалях и специальных шоу по всей Финляндии, часть из них - с участием автора.
Информация о содержании фильма хранится в секрете, но кое-что финская пресса узнала. Автор вновь задавал вопросы политикам и простым людям о текущих событиях и явлениях, причем, делалось это в ходе масштабных съёмок по всей стране. В фильме отражены десятки событий по всей Финляндии от Фестиваля танго в Сейняйоки и 4-дневного летнего собрания Финляндских обществ миролюбия (Suviseurat) – лестадианских общин, которое проводится с 1906 года и является самым крупным религиозным мероприятием в Северной Европе. Помимо прочего, автор пытается проанализировать ситуацию с большим количеством просителей убежища, которые прибыли в Финляндию в период с 2015 по 2016 год. В фокусе репортажа, субъективно, сам режиссер.
Интернет-издание Smackthejack пишет по этому поводу следующее. «Редко когда сиквела фильма приходится ждать 46 лет. Фильм Йорна Доннера как раз тот редкий случай. Культовый фильм Йорна Доннера был интересен из-за его мужества, когда он проявил в 1971 году. Теперь, в год столетия независимости, фильм продолжается, и Доннер вновь задает базовый вопрос: Финляндия – та ли это страна, в которой сегодня надо жить, любить, жениться и умирать?».
Будем надеяться, что петербуржцам удастся посмотреть новый фильм Доннера на Неделе финского кино, которая состоится в ноябре. Ну, а те, кому не терпится, добро пожаловать на «Любовь и анархию – 2017». Все подробности есть на англоязычной странице сайта фестиваля: www.hiff.fi
В тексте использованы информация и фотографии, предоставленные организаторами фестиваля "Любовь и анархия"