Туве Янссон стала для меня одним из финских открытий. Я прочла все книги про муми-троллей, но настоящее знакомство произошло после выставки в Атенеуме по случаю её 100-летнего юбилея. Туве предстала потрясающе многогранной художницей.
Выставка в Атенеуме была грандиозной: зрители увидели работы Янссон не только из финских музеев, но также из частных коллекций, которые никогда не выставлялись, и выставляться в обозримом будущем вряд ли будут. Эта выставка была как исчерпывающий срез всей жизни Туве Янссон – женщины, художницы, писательницы, гражданина своей страны. Невозможно было даже представить ранее, насколько она яркий и самобытный живописец.
К сожалению, воспоминания о выставке растаяли как дым, поскольку даже шпион не смог бы сделать там ни одной фотографии. В любой момент строгие церберы были тут как тут.
К счастью, примерно в тот же период были опубликованы некоторые её "взрослые" повести и рассказы на русском языке, в том числе, автобиографическая «Дочь скульптора». Многие из них - настоящее откровение. И тогда же вышла биографическая книга Туулы Карьялайнен «Туве Янссон. Работай и люби».
Госпожа Карьялайнен презентовала в Петербурге своё произведение и сильно взволновала любителей Туве Янссон обещанием, что в скором времени оно будет издано на русском. Увы. Говорят, книга уже переведена, но до сих пор не опубликована. Для тех, кто говорит на финском, книга доступна в библиотеке Института Финляндии.
И вот совсем недавно моя подруга из Котки, экскурсовод Людмила Айраксинен спросила, хочешь посмотреть фрески Туве Янссон? Где? Да в Котке же! Странный вопрос! И мы пошли.
Замечу, что широко известны несколько муралов, выполненных Туве Янссон: в здании городского холла мэрии Хельсинки в 1947 году, в здании мэрии города Хамина (теперь гостиница) в 1952 году; в средней школе города Карья в 1953 году; алтарь в церкви города Теува в 1954 году.
Но, оказывается, Туве сделала еще настенные росписи в двух зданиях в Котке. Интересно, что о них мало где упоминается. Я нашла информацию только на сайте Moomins. В русскоязычном интернете нет практически ничего. Но это было уже потом, а тогда Людмила повела меня на импровизированную экскурсию по местам Туве Янссон в Котке. Скажу, что это было абсолютно неожиданно и потрясающе.
Мурал, выполненный художницей, находится в местном профтехучилище EKAMI. Увидеть его просто: заходите в училище (а сделать это может каждый) и буквально через пару десятков метров в рекреационной зоне видите большую роспись со сказочным сюжетом на морскую тему. Напротив зал с обеденными столами, кто-то ест, кто-то читает, кто-то просто тусуется. Вряд ли студенты сильно задумываются на тему, что стену в их ПТУ расписала сама Туве Янссон, но на подкорке наверняка откладывается. Кстати, в нижней части этой фрески присутствовал муми-тролль, но со временем он пострадал и в процессе реставрации его изображение пришлось удалить.
Вторую фреску увидеть не так просто. На доме, где она находится, нет мемориальной доски, и без приглашения туда не зайдёшь, потому что это помещение детского центра. (UPD: детский центр отсюда уже выехал и попасть сюда практически невозможно).Собственно говоря, изначально здесь и был детский сад. История этой фрески поражает своей неординарностью. Шёл 1949 год, Финляндия восстанавливалась после войны. В порту Котки базировался фашистский флот, поэтому город неоднократно бомбила советская авиация. Говорят, что всего на Котку были совершены 122 авианалёта. Прошло всего лишь четыре года, но городской совет принимает решение пригласить художника для росписи помещения обычного детского сада. Этим художником стала Туве Янссон.
На этой фотографии ей 35 лет. Ещё до войны Туве Янссон называли одним из самых перспективных и молодых художников. За ее плечами – живописные работы, благосклонно принятые критиками; две частные выставки; работа в антифашистском журнале «Garm», для которого она рисовала блестящие карикатуры. Неизвестно, насколько этот заказ стал выгодным для художницы в коммерческом плане, но он был явно значимым для нее как для человека, который, как она всегда говорила, больше всего ненавидел войну. Перед ней стояла задача напомнить детишкам, что ужасы в прошлом, сказка опять рядом, и она уж постаралась, так постаралась!
Для тех, кто читал муми-троллей, эта фреска (вернее, две, потому что расписаны две части стены) – настоящая художественная энциклопедия основных героев муми-саги. В 1949 году, когда была выполнена эта работа, вышли три книги: «Маленькие тролли и большое наводнение» (написана в 1938-м, опубликована в 1945-м); «Погоня за кометой» (вышла в 1946-м, позже издавалась под названием «Муми-тролль и комета») и в 1949 году – «Шляпа волшебника».
Именно «Шляпа волшебника» стала тем прорывом, после которого широкая публика обратила внимание на муми-троллей. Через несколько лет последовал договор с агентством Associated Press, благодаря которому маленькие белые бегемотики и их друзья стали всемирно известными.
Большой успех еще впереди, но всё, чем восхищаются до сих пор многочисленные читатели и зрители, уже есть здесь, на этих фресках эль секко. Так называется живопись, которая выполняется по твердой, уже высохшей штукатурке. Её заново смачивают и рисуют красками, растёртыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью.
Настроение обеих картин – покой, единение и любовь. Из разных мест все персонажи идут в одном направлении – к прекрасным принцессам, которые присутствуют на обеих картинах. Принцессы часто встречаются в рисунках Туве Янссон, что и не удивительно: фрески рисовались для детей. На плечи одной из них наброшена красная накидка, другая – в красном платье. Для Янссон красный – цвет любви и красота. У нее самой было вечернее красное платье, в котором она показывалась на светских мероприятиях.
Здесь собраны сюжеты из разных сказок, но, в общем, всё похоже на канву книг о мумиках. Какие бы страшные катаклизмы ни происходило в жизни героев, они всегда возвращаются в Муми-дол, где светло, тепло, где их ждёт мама, и они устраивают пир с горой оладушек. У каждого должно быть место, где так хорошо, как было ей самой в родном доме. Туве Янссон говорила, если бы у меня не было безопасного детства, наполненного любовью, то ничего не получилось бы.
Сюжетных линий и героев здесь много, очень много. Знатоки муми-троллей легко разгадают загадки Туве Янссон и узнают бестелесных и беззвучных хаттифнатов, ловкую мартышку, компанию, которая сидит под деревом у ночного костра. Наверняка останутся и вопросы. Из каких книг синяя лошадка с рыжей гривой и два важных господина в чёрных котелках? Куда едет поезд? Почему олень стоит на верхушке горы?
Почему Муми-тролль зеленоватого, а не белого цвета? И так далее, и так далее. Здесь на каждом квадратном дециметре по истории, но ведь Туве Янссон и была человеком, который любил их рассказывать, неважно как – на пишущей машинке или кистью. Я сама после посещения детского центра долго разглядывала фотографии, а затем начала перечитывать муми-троллей, чтобы понять, кто есть кто.
Кстати, почему муми-тролль не белый? Потому что он не сразу стал белым и не сразу получил обличье, в котором известен всему миру. В книге Карьялайнен приводится версия о том, что существа, напоминающие муми-троллей, появились, когда Туве была еще маленькой. Вместе с братом Ларсом они рисовали их, по одной версии, на печке, по другой, в туалете. Точно можно сказать, что муми-тролли, как жители Муми-долины, появились в 1938-м, когда была написана книга «Маленькие тролли и большое наводнение». Как они выглядят, стало известно в 1945-м, когда книга была опубликована. В 1949-м они еще носились зеленоватую шубу, а белыми стали в следующих книгах. Сама Туве Янссон по-разному отвечала на вопрос, как появились муми-тролли. Например, в интервью американской прессе она сказала, что в Финляндии длинная зима, на пнях деревьях образуются белые шапки из снега, которые и стали прообразом муми-троллей.
Продюсер по культуре детского центра Яна Кемппайнен (Jana Kemppainen) рассказывает, что многие дети не сразу узнают муми-троллей, настолько они для них непривычны в зеленовато-сером обличье. Хотя и находятся как раз на уровне детских глаз. Мальчики первым делом обращают внимание на динозавров, девочки на принцесс.
Спрашиваю, легко ли сдерживать детей от того, чтобы не трогали руками и не терлись носами о раритетную фреску. Приходится следить, отвечает хозяйка заведения, любезно пустившая нас в свой рабочий кабинет. Представьте, это рабочее помещение; когда мы пришли, пришлось передвигать коробки с детскими игрушками, что освободить стену для съёмки. Пятнадцать лет назад росписи реставрировали. Сейчас следить за состоянием фресок – обязанность арендатора. Например, в солнечную погоду нужно затенять роспись от яркого света.
Зато как чудесно, наверное, выпить чашку кофе, гадая, за кем из нарисованных на фреске персонажей стоят конкретные люди? О некоторых и гадать не нужно. Например, девочка с соломенными волосами и венком на голове это сама Туве Янссон. Венок на ее голове фигурирует на многих фотографиях из реальной жизни.
Юноша в зеленой шляпе, у ног которого лежит сундук с сокровищами, несомненно, Снусмумрик, путешественник и мечтатель. По одной версии, прообразом для него стал Атос Виртанен, возлюбленный Туве Янссон. По другой, он создан на основе трех человек: самой Туве, её брата Ларса и Виртанена. Однозначно известно, что зеленая шляпа с пером, которую Снусмумрик носит всегда, «подарена» ему Туве.
Ну, и, наконец, самый пикантный момент. Читатели узнали, конечно, двух забавных существ, семенящих по красной дорожке, это Тофсла и Вивсла. Эти персонажи появились в книге «Шляпа волшебника». Они пришли в Муми-дол с чемоданом, где хранился Король рубинов, за которым охотился Волшебник, чья шляпа случайно оказалась в доме муми-троллей… Короче, вы помните, а если не помните, обязательно почитайте.
Общеизвестен факт, что Туве Янссон большую часть жизнь провела в союзе с Тууликки Пиетиля. Но до неё у нее был еще одна связь с женщиной - театральным режиссером Вивикой Бандлер. Тофсла и Вифла не кто иные, как Туве Янссон и Вивика Бандлер. Даже их имена созвучны именам Вивики и Туве (в шведском произносится Тове).
Туула Карьялайнен, автор биографии Янссон, рассказывала, что её лозунг был «Работай и люби». Туве много работала, но никогда не чуралась всех радостей жизни. Почти семь лет Туве была связана близкими отношениями с журналистом и политиком Атосом Виртаненом. Кстати, именно Виртанен подтолкнул Янссон к написанию книг о муми-троллях. Но счастливого брака не получилось, хотя Туве стремилась к нему и даже говорила, что хочет иметь детей. Тем не менее, отношения были разорваны, причем инициатором был Виртанен. Произошло это примерно в то же время, когда в жизни Туве Янссон случился короткий, но яркий роман с театральным режиссером Вивикой Бандлер.Туве не раз рисовала Вивику, самое известное изображение – на стене в ресторане городского холла Хельсинки, написанное в 1947 году, о котором я уже упоминала выше. На первом плане за столом сидит задумавшаяся Туве с сигаретой в руке, за её спиной танцующая пара - Вивика Бандлер и Атос Виртанен. В руках у Вивики – красный шарф, символ любви.
Хотя богема того времени относилась снисходительно к однополым отношениям, в обществе их осуждали. К тому же, Туве и сама не была склонна выставлять напоказ личную жизнь, и они скрывали свою связь. Тофсла и Вифсла в "Шляпе волшебника" тоже полны тайн: носят большой секрет в чемодане и разговаривают на придуманном секретном языке, в котором к каждому слову прибавляется –сла. Позже он был назван ложьюризмом.
И еще Туве Янссон любила котиков. Не знали? А вот, полюбуйтесь! Только Морры я не нашла на фреске. Бедная Морра, опять её обидели!
Вот такая получилась экскурсия – неожиданная, добрая, веселая, большей частью детская, а где-то очень даже взрослая, как и многое в творчестве Туве Янссон.