Terve Suomi - Финляндия для любознательных
    Атенеум: Хелен Шерфбек и Руовеси

    Атенеум: Хелен Шерфбек и Руовеси

    Путешествия и новые места – тема двух выставок, которые открылись в Атенеуме: Хелен Шерфбек (Helen Schjerbeck)  «Через свои путешествия я нашла себя» и «Финские художники в Руовеси». Выставки расположены в двух отдельных пространствах третьего этажа музея. Налево пойдёшь – Хелен Шерфбек найдешь, направо повернешь – увидишь картины финских художников, увлеченных пейзажами и духом Руовеси. Выставки продлятся до 26 января 2020 года.
    Финский зритель в первую очередь наверняка повернет налево. Только что выставка Хелен Шерфбек экспонировалась в Королевской академии искусств в Лондоне, где получила как восторженные, так и негативные оценки. Но вряд ли отзыв одного британского критика повлияет на мнение финнов. Репутация Шерфбек сложилась давно: её называют самой известной финской художницей и финским Мунком. День финской живописи отмечается в день рождения, которая в своем творчество прошла путь от натурализм до экспрессионизма. По количеству представленных работ – 130 – выставка в Атенеуме в два раза превосходит лондонскую. Основа экспозиции – работы из финских музеев и частных коллекций, в том числе, не выставлявшиеся ранее в Финляндии.
    По замыслу куратора Анны Марии фон Бонсдорф (Anna Maria von Bonsdorff), выставка показывает историю становления  талантливой студентки через призму её путешествий. Каждый зал как остановка в пути, отражающая места и стили, которые Хелен Шерфбек меняла в течение жизни. 
    Вернисажу предшествовал традиционный пресс-показ. Анна Мария фон Бонсдорф расставила акценты на ключевых моментах в живописи Шерфбек и обратила на пять полотен, которые впервые выставляются в Финляндии. Интересно, что одна из картин, «Девушка из Барёсунда», ранее была неизвестна. Ее владелец связался с музеем, когда шла подготовка к выставке.
    Открывает экспозицию одно из самых известных и любимых зрителями полотен Хелен Шерфбек – «Бальные туфли», которое находится в частной коллекции в Швеции, и последний раз было показано в Финляндии в 1992 году. На картине изображена Эстер Лупандер (Esther Lupander), кузина Хелен, из-за своих длинных ног получившая прозвище «кузнечик». Картина демонстрирует явное следствие пребывания Шерфбек в Париже, где она восхищалась творчеством Эдуарда Мане, Эдгара Дега и других. Тема стала настолько популярной, что Шерфбек возвращалась к ней три раза. Картина «Бальные туфли» написана в 1882 году, когда Хелен было всего 20 лет, но к тому времени она уже показала себя на финском художественном небосклоне.
    Хелен Шерфбек родилась 10 июля 1862 года в Хельсинки. Мать (дочь полицейского из столичного региона) была домохозяйкой, отец – управляющим в железнодорожной мастерской. Травма бедра, которую четырехлетняя Хелен получила, упав с лестницы, и подаренные отцом карандаши определили вектор её жизни. Получив стипендию на обучение, уже в 11 лет она начал учиться в Школе рисования Финского художественного общества Хельсинки. В 1877 году 15-летняя Шерфбек поступает в частную академию немецкого художника Адольфа Беккера.
    Перешагнув 18-летний порог, Шерфбек отправляется путешествовать. В первую очередь ее дорога предсказуемо лежала в Париж, куда в то время стремились художники не только из Финляндии, но из всей Европы. Здесь Хелен прошла обучение в частной академии Colarossi. Надо заметить, что путешествия и учёба стали возможным благодаря стипендиям и грантам, которые Шерфбек получала стипендии от Сената Российской империи. Благодаря первой стипендии художница могла в течение года жить и учиться за границей. 
    Париж, Понт-Авен (Pont-Aven) в северной  Франции, Фьезоле(Fiesole) в Италии, Сэнт-Айвс (St Ives) в Великобритании – это точки её заграничных путешествий. В начале 1890-х годов Шерфбек начала преподавать в Школе рисования Общества искусств, но в 1901 гому была вынуждена прервать преподавание из-за ухудшившегося здоровья. В 1902 году Хелен уехала в Хювинкяа, чтобы ухаживать за матерью. Период затворничества продлился до 1923 года. В эти годы Шерфбек не имела практически никаких связей с художественным миром. Она читала журналы, которые присылали ей друзья, вышивала и писала портреты матери, родственников, близких друзей и некогда любимого мужчины.
    Заметим, что в жизни Шерфбек были два мужчины. Имя первого неизвестно. Он бросил ее на пороге помолвки по настоянию родственников. Те опасались, что из-за травмы бедра она не сможет стать матерью. Вторая любовь Шерфбек изображена на картине под названием «Моряк». Это Эйнар Рейтер – художник и поклонник ей творчества, отношения с которым также закончились крахом. 
    Любопытно, что затворница Хелен Шерфбек была большой модницей и следила за французскими тенденциями не только в живописи, но и в моде. Она часто рисовала известных ей персон, которые можно и со вкусом одевались.
    Завершает экспозицию серия автопортретов, небольшая часть из тех сорока, которые были сделаны Хелен в течение жизни. Пожалуй, эмоционально это самая сильная часть выставки. На этих полотнах видно, как менялась не только она сама Хелена, но и её художественный стиль, который к концу жизни становится лаконичным, условным и в то же время максимально выразительным. Наивная любознательная девушка на первом полотне и лицо-маска, с которого безжалостная болезнь уже стирает признаки жизни.

    Комментарии  
    +1
    Спасибо! Очень интересная художница! До конца января ещё есть время!
    Добавить комментарий