В Атенеуме открылась выставка самой известной русской художницы-авангардистки Натальи Гончаровой (1881 – 1962). Даже если вы видели ее наследие в Третьяковке и Русском музее, ехать в Хельсинки все равно надо. Сейчас расскажу, почему.
До Хельсинки выставка была показана в галерее Тейт и в Палаццо Строцци во Флоренции. В Хельсинки ретроспектива Гончаровой оказалась во многом благодаря прежнему директору Атенеума Сусанне Петерссон (Susanna Petersson). Узнав, что Наталья Сидлина, куратор Тейт, организует выставку самой известной русской авангардистки, Петерссон изъявила желание заполучить её в Атенеум. Нынешний директор Марья Сакари (Marja Sakari) эту идею поддержала.
- Замечательно, что выставка крупнейшей русской художницы-авангардистки Натальи Гончаровой проходит сразу после выставки финской художницы Хелен Шерфбек, - рассказала TS директор музея Атенеум Марья Сакари, - Шерфбек творила примерно в это же время, они были разные по темпераменту и образу жизни, но обе не боялись экспериментов в творчестве и повлияли на школы живописи в своих отечествах.
На пресс-показ собрались финская пресса, друзья Атенеума и музейная общественность, в том числе из музеев, картины которых участвуют в выставке.
География их оказалась довольно широка. Помимо Третьяковки, представившей самую большую часть полотен из России, в Атенеуме картины из Русского музея, музеев Серпухова, Костромы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода. Заграницу, а это почти треть экспонатов, представляют парижский Центр Помпиду, кёльнский Музей Людвига, Национальный музей Уэльса, лондонский Музей Виктории и Альберта и лондонская галерея Тейт, которая и была изначально организатором выставки. Здесь есть «заграничные» полотна, которые не выставлялись в России. Выступая на открытии, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сказала, что эта экспозиция самая значительная зарубежная ретроспектива художницы.
Наталья Гончарова, дворянка, внучатая племянница супруги Пушкина, дочь московского архитектора, активно занималась живописью с начала 1900-х годов. Её мужем, другом и единомышленником был художник Михаил Ларионов. И хотя Ларионов не достиг таких высот в искусстве, как Гончарова, невозможно переоценить его роль в ее судьбе.
Они познакомились в 1901 году в Московском училище живописи и ваяния. Гончарова училась на скульптурном отделении, и именно Ларионов подтолкнул её к занятиям живописью. Гончарова рассказывала Марине Цветаевой, что Ларионов сказал ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на свои собственные глаза». Живописец Наталья Гончарова и их многолетний, длиной в жизнь, союз с Ларионовым родились почти одновременно. Они всегда были вместе, но поженились в самом конце жизни и то лишь для того, чтобы их творческое наследие вернулось в Россию, а не осталось на Западе.
Творческая Москва начала прошлого века представляла собой бурлящий котёл, в центре которого был Ларионов. Именно он организовал знаменитое общество художников «Бубновый валет», в которое вошли Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков, Аристарх Лентулов. Гончарову также увлекали новые идеи, они позволяли раскрываться её творческой натуре.
Гончарова была во власти живописи, она писала много и жадно, увлекаясь всеми актуальными в то время течениями. И в этом она также следовала советам Ларионова, который учил, что только заурядные живописцы останавливаются на одном стиле, настоящий художник должен попробовать всё. Гончарова пробовала, и у неё все получалось. Она прошла через увлечения импрессионизмом, нео-примитивизмом, фовизмом, футуризмом, кубизмом, беспредметной живописью.
Ларионов придумал новое направление – лучизм, Гончарова поддержала его и в этом. Лучизм предполагал изображение всего окружающего при помощи лучей света и цвета, который исходит от предметов и живых существ. Лучизм стал той базой, на которой в России появилась абстрактная живопись. Сама Гончарова называла себя представителем «всёчизма», в соответствии с этим неологизмом ей удавалось проявить себя буквально во всех существовавших в то время стилях.
Гончарова принимала участие во многих художественных выставках того времени в Москве, Париже, Киеве, Санкт-Петербурге, Риме, Лондоне, Берлине. Её желание творить и работоспособность были потрясающими. В 1913 году 32-летняя художница провела в Москве персональную выставку, на которой были представлены около 800 работ. В 1914 году эта выставка была показана в Петербурге.
На выставке в Атенеуме представлены работы первых четырёх десятилетий, но большая часть относится к периоду до 1915 года, когда по приглашению Сергея Дягилева художники уезжали в Париж. Эмиграция не входила в планы, но Октябрьская революция их изменила. К тому времени Гончарова уже вошла в историю как пионер русского авангарда.
Выставку в Атенеуме открывается знаменитая фотография Гончаровой, сделанная в 1912 году, на которой она запечатлена с раскрашенным лицом. В таком виде Гончарова, Михаил Ларионов и другие художники разгуливали по Москве, продвигая идеи нового художественного движения – футуризма. Как сейчас сказали бы, это была акция. Рисунки на лице, по мысли футуристов, должны были стать новым украшением взамен буржуазных золота и бриллиантов.
По словам тех, кто видел Гончарову во Флоренции и Лондоне, выставка в Хельсинки получилась более энергичной, мощной. Весь секрет в вИдении старшего куратора Атенеума Тимо Хууско (Timo Huusko). Экспозиция построена как спектакль, в каждой сцене «участвуют» картины одного периода, одного стиля. И каждая сцена выделена цветом: розовым, серым, жёлтым, чёрным, бирюзовым, фиолетовым.
- Мы тоже прибегаем к такому способу: строим фальш-стены, красим их в разные цвета, - рассказала TS директор Серпуховского музея Жанна Алейникова, - но в данном случае эффект получился более сильным.
По мнению Алейниковой, картины Гончаровой несколько «мягче», чем они смотрятся в Атенеуме, но вряд ли сама Гончарова была бы против такой презентации. Многое, что она делала, выглядело как вызов обществу, скандалы и эпатаж нередко шли за ней следом. На обвинения в эпатаже Гончарова отвечала, что общество воспринимает негативно её поступки, потому что не понимает основ искусства.
На персональной выставке в 1910 году она первой показала обнажённое женское тело, что в то время было недопустимо. Выставку, на которой среди прочих была представлена картина «Натурщица (на синем фоне)», закрыли через день после анонимной жалобы. Гончарову собрались судить, обвинив в порнографии, но до этого дело не дошло.
До наших дней дошёл единственный сохранившийся кадр из фильма «Драма в кабаре футуристов № 13», премьера которого состоялась в январе 1914 года. На нём запечатлен Ларионов с полуобнажённой Гончаровой на руках.
Полотна на религиозные темы вызывали гнев церковников, её обвиняли в том, что она десакрализирует библейские темы, изображая их в нетрадиционной, непривычной технике. И действительно, в её изображениях Христа, евангелистов, Богоматери, изображённых в лубочных традициях, проступают языческие образы.
По большому счёту, во всех её работах прослеживалось русское, деревенское начало. И сама она говорила не раз, что родилась в деревне, а прожила всю жизнь в городе, о чём всегда сожалела. Известны также её слова о том, что «искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем всё, что я знаю на Западе».
Финальная часть выставки – театральные работы Гончаровой, сделанные в Париже, куда они с Ларионовым были приглашены Сергеем Дягилевым для оформления спектакля «Золотой петушок». Надо сказать, что Гончарова и раньше занималась изготовлением эскизов, декораций и костюмов для театральных постановок. Расчёт Дягилева оказался верным. Художники вдвоем работали над декорациями, костюмы, созданные Гончаровой, вызвали восторг публики, а парижанки копировали её узоры. Впоследствии Ларионов писал, что Гончарова целиком выдумала русский стиль для «Золотого петушка», ранее его не существовало. Вслед за театральным успехом, последовали громкие выставки в Париже и работа с другими театральными проектами.
Приглашение Дягилева стало поворотным моментом в судьбе художников. Они не только получили заказ, который принес им деньги и славу на Западе, но остались за границей, опасаясь возвращаться в России после революции. Однако вскоре волна интереса к Гончаровой и Ларионову схлынула, а после смерти Дягилева их творческая жизнь оказалась вне общественного фокуса. Они и впоследствии много работали, но уже не достигали такого успеха.
Картины Гончаровой производят сильное эмоциональное впечатление, а благодаря внимательному и глубокому кураторскому взгляду на творчество русской авангардистки оно ещё сильнее. Увидеть искусство Натальи Гончаровой в Атенеуме можно до 17 мая 2020 года. Музей находится напротив железнодорожного вокзала, куда приходит поезд Аллегро. Три с половиной часа, и вы во власти русского авангарда.
Люда, спасибо за добрые слова! Конечно, вы, москвичи, можете и в Третьяковке многое из творчества Гончаровой увидеть, но эта выставка всё-таки особенная. Да и постоянная коллекция Атенеума заслуживает внимания. Надеюсь, что больше месяца этот вирусный морок не продержится.
и надеюсь, что удастся съездить...
Очень интересно!
Ты мыслишь и излагаешь грамотно и легко!
Хочется съездить.
..
Весьма познавательно, как всегда!