«Usko, toivo, rakkaus» по-фински значит «Вера, надежда, любовь». Этот сентиментальный слоган украшает постеры, приглашающие на выставку «Моряцкие татуировки» в Морском центре Велламо в Котке. На постере изображен брутального вида мужчина с бицепсом, сплошь покрытым замысловатой цветной тату.
Выставка, привезенная в Велламо из Музея морской истории Швеции, пробудет в Котке до 11 сентября 2016 года. БОльшая часть выставленных здесь эскизов для татуировок создана в период между I и II мировыми войнами. Второй раздел коллекции - фотографии, на которых изображены современные носители татуировок.
Три молодца, встречающие посетителей на входе, типичные представители среды, в которой были распространены татуировки. У этих парней из низших слоев общества была тяжелая, опасная, но не лишенная романтики работа, связанная с морем. Они существовали замкнуто в особой среде со своими правилами и законами, в которой татуировки использовались с тех пор, как человек на лодке ушёл в дальнее плавание. Классические морские тату – кресты, якоря, парусники, вёсла, спасательные круги, прочие изображения навигационного и корабельного оборудования. Эти знаки ясно давали понять о принадлежности человека к морскому клану.
Скитаясь из страны в страну, моряки сталкивались с новыми, поражающими воображение культурами. Как мы сегодня покупаем в заграничной поездке магнит или декоративную тарелку и вешаем на кухне на память, так моряки после походов в далёкие страны делали себе экзотические наколки – драконы, змеи, гейши, пагоды. Помимо красоты, они несли в себе признак «бывалости». Например, изображения дракона или змеи, ловящей бабочку, в 19 веке говорили о том, что владелец такой татуировки побывал в походе в Японии.
Ну и, наконец, нельзя забывать об эмоциональной стороне жизни моряка. Долгое нахождение в море, вдали от социума, семьи, любимых, в окружении только мужчин действовало угнетающе на психику самых выдержанных мореходов. Отсюда на теле возникали розы – как образ кровоточащей в разлуке любви. Еще больше были распространены татуировки с изображениями женщин. С одной стороны они были знаком принадлежности к традиционной сексуальной группе и говорили о мужественности обладателя.
С другой стороны, женские изображения на теле хоть как-то напоминали морякам, долгое время лишенным женского общества, о прекрасной половине человечества. Примерно так же дальнобойщики украшают кабины своих траков картинками с сексуальными красотками. И если приглядеться, многие из них напоминают татуировки.
Не секрет, что между некоторыми моряками возникала физическая близость. Для её обозначения в морской культуре создавались гомоэротические отображения, которые использовались в искусстве, поп-культуре и рекламе.
Помимо эскизов, раскрывающих разные темы моряцких татуировок, здесь есть и экспонаты, рассказывающие о мастерах тату, среди которых были и профи, и любители из своих же коллег-моряков. И те, и другие, как правило, не имели художественного образования, поэтому большинство татуировок можно назвать образцами примитивного народного искусства. Тем не менее, были среди них и шедевры, выполненные в разных стилях. Самого высокого уровня мастерство тату достигло в Японии.
Лишь сто лет назад профессиональные мастера начали использовать специальные электрические машинки. До этого набивка выполнялась вручную. Тогда и начали распространяться, особенно в портовых городах, тату-салоны. И сегодня основные цвета, используемые в татуировке, черный, красный, синий, зеленый.
Особый интерес на выставке представляют фотографии людей, чьи тела богато украшены татуировками. Их можно читать как книги, если, конечно, знать язык.
И, наконец, об экспонатах, отражающих современное положение татуировок. Всё в мире меняется, и эта сфера – не исключение. Многие известные мотивы встречаются реже, вместо них появляются новые. С другой стороны, в некоторых современных тату можно встретить образцы, взятые из старинных рисунков. Как правило, они набиты в стиле старой школы с характерными грубыми тенями, четкими контурами и простой структурой, где мотивы отделены друг от друга.
Еще одно достижение наших дней: человек с татуировкой перестал быть личностью, потенциально опасной для общества. Еще совсем недавно татуировки были знаком, что их обладатель ведет безнравственную жизнь. Сегодня человек с тату может достичь высокого социального положения, что было невозможно в 19 веке.
Более того, женщины свободно украшают свои тела рисунками. Между тем, менее ста лет назад татуировки считались допустимыми лишь для циркачек, поскольку благодаря им на представление собиралось больше публики. В то время пользовались популярностью изображения роз, ласточек и бабочек. Во всех остальных случаях рисунки на теле женщины было знаком непристойного образа жизни.
В 19 веке мастер мог потребовать от замужней женщины разрешения супруга на нанесение татуировки. Сегодня женщины свободно наносят тату, в том числе и те символы, которые раньше считались исключительно мужскими. И если женщины позволяют себе такие вольности, что говорить о мужчинах?
Но самое важное, что случилось за последние десятилетия с татуировкой, ее повсеместное распространение и зачастую утрата первоначальной сущности. Тату перестаёт быть знаком принадлежности к определенной социальной группе и становится декоративным украшением тела, распространенным среди разных слоев общества. Сегодня мотивы тату можно встретить где угодно: на одежде, велосипедах, трафаретах для ногтей, тетрадях.
Настоящие ценители тату этим фактом опечалены, но жизнь, как говорится, невозможно повернуть назать. Факт очевиден: на наших глазах древнее искусство варварских народов в 21 веке вышло в свет. И с этим невозможно спорить.
Выставка продлится до 11 сентября 2016 года.
Адрес Морского центра Велламо: Tornatorintie 99, 48100 Kotka, Kantasatama
www.merikeskus.fi