В Морском центре Велламо в Котке открылась выставка под названием «Секс и море». Что кроется под этим провокационным названием, отправилась узнать корреспондент TS.
«Велламо» - один из лучших морских музеев Европы, здесь постоянно демонстрируются различные экспозиции на тему моря, как финские, так и международные. Выставка «Sex and Sea» открылась в июне и будет работать до 20 января 2019 года. Практически все посетители «Велламо» заходят сюда, привлечённые интригующей неоновой вывеской «Секс и море» и пирамидой из потрепанных фибровых чемоданов.
Вот молодая семья с малолетними детишками. Ограничение 15+ их не пугает. Родители, возможно, остались бы подольше, но дети торопятся дальше: наверняка знают, что внизу можно побегать по палубе берегового катера.
Вот показалась супружеская пара пожилых финнов. Быстренько пробегают вдоль витрин и уходят. Они и остались бы подольше, но наличие остальных зрителей их явно спугнуло.
Не рискованно ли было браться за такую щекотливую тему, спрашиваю Эрика Тиркконена (Erik Tirkkonen), куратора выставочной деятельности Морского музея «Велламо».
- Тема сложная, но всё зависит от того, как она раскрыта, - рассказывает Тиркконен. – Я посмотрел эту выставку в Дании прежде, чем мы решили показать её в Велламо. Тема раскрывается с разных сторон и различными средствами – здесь есть инсталляции, фильмы, много уникальных исторических артефактов. Ранее она была показана в Дании, Швеции и Голландии и получила отличные отзывы.
Было бы удивительно, если бы Эрик Тиркконен отказался от возможности показать в своем музее проект всемирно известной пары – голландской художницы и театрального режиссёра Саскии Боддеке и британского режиссёра-авангардиста Питера Гринуэя. Российским зрителям эта супружеская чета знакома благодаря выставке «Золотой век русского авангарда», которая с огромным успехом прошла в Москве, и премьерному показу фильма Саскии Боддеке «Алфавит Гринуэя» в Петербурге. От таких авторов ждёшь нестандартных шагов и решений. И здесь они, конечно, есть.
Боддеке и Гринуэй превратили выставку в перформанс, погрузив зрителей в теневую сторону жизни моряков, неизвестную обычным людям. В полутёмном зале освещены лишь витрины и экзотические экспонаты; старинные чемоданы набиты подарками, привезенными из дальних стран; зрителей обволакивают звуки моря и загадочные голоса русалок.
Здесь всё сделано для того, чтобы хотя бы отчасти почувствовать настроение, охватывающее людей, которые большую часть времени проводят в объятиях непредсказуемой водной стихии. Зрителю предлагается прямой разговор о том, как живется людям в море. В арт-хаусном фильме, снятом Саскией Боддеке и Питером Гринуэем специально для проекта, моряки сами рассказывают о своей жизни – непредвзято и достаточно жёстко. О настоящей мужской дружбе и взаимовыручке; о юношеской романтике; о том, как тоска по женщине заглушается случайными встречами, которые зачастую приводит к печальным последствиям; о поступках и наклонностях, обычно осуждаемых в обществе; о любви - обретенной и оставленной далеко за морем.
Одна из героинь фильма, когда-то работавшая на судне буфетчицей, рассказывает, что перед отходом в родной порт по-матерински говорила морякам, вытаскивая их из борделей: «Парни, мы возвращаемся. Забудьте, что здесь было. Что было в Австралии, то в Австралии и останется. Мы идём к родным берегам».
Моряки постоянно живут между двух берегов: в море у них одна жизнь, дома другая, но это не значит, после всех перипетий невозможно создать крепкую и счастливую семью в родном порту.
Фильм дублирован на английском и финском. Но владеющие даже начальным уровнем английского поймут его суть. Море непредсказуемо, и только сильные мужчины выдерживают долгую и близкую связь с ним.
Остальной выставочный ряд не менее интересен. Представленные зрителю экспонаты отражают самые яркие моменты, связывающие море со страстями человеческими. Некоторые из них довольно невинны, другие щекочут воображение.
Душа коллекционера дрогнет при виде шикарной коллекции копий парусников и миниатюрных кораблей в бутылках. Многие моряки занимались этим творчеством в длительных переходах в свободное от вахт время. Копии парусников можно увидеть не только в музеях, но и во многих лютеранских церквях. Создание копий и миниатюр требовало сильной концентрации внимания, которая отвлекала от страстей пагубных.
Несколько прекрасно сохранившихся деревянных скульптур, которыми обычно украшали нос и борта кораблей, напоминают о тех временах, когда деревянная женщина была единственной на корабле. Говорят, что предубеждение против женского пола в море сформировалось на пиратских парусниках, а впоследствии распространилось на весь флот. Взять подруг на борт могли только капитан или офицеры, остальным не полагалось, что могло повлечь бунт на корабле.
Несмотря на предубеждения, судам часто давали имена женщин. Обычно судостроители и владельцы называли корабли в честь дочерей, жен или матерей.
Иные моряцкие чемоданчики, в избытке представленные на выставке, хранят вполне добродетельные сувениры: шерстяные носки, альбомы с открытками из иностранных портов, музыкальные инструменты или милых мопсов из Стаффордшира.
Хотя с мопсами всё не так просто. Фарфоровые собаки были особенно популярны среди скандинавских моряков. Стаффордширских собачек всегда покупали парами и ставили их дома на окно. Считалось, что это символы верности и бдительности. Но как гласит молва, проститутки и жены моряков использовали собак для связи с любовниками. Если одна из собак была повёрнута лицом в дом, это означало, что моряк был в море, а женщина дома одна.
Выставка с таким названием, конечно, не могла обойтись без запретного плода Эдема. Долгое время считалось, что дрейфующие у берегов огромные орехи с фривольными формами, напоминающими женские бедра и ягодицы, росли на дне океана и поднимались на поверхность после созревания. Ценились они довольно высоко.
Секрет плодов Эдема был раскрыт в 1730 году, когда на Сейшельских островах нашли новый вид пальмы (Lodoicea maldivica). Оказалось, именно на ней растут кокосы причудливой формы. Интересно, что парные кокосы развиваются только на женских деревьях, тогда как у мужских деревьев растут длинные цветы, формой напоминающие пенис. Острова назвали потерянным садом Эдема, где деревья по ночам занимаются страстной любовью, от которой рождается запретный плод.
В выставочных витринах много экзотики. Например, мифические василиски, олицетворяющие, по убеждениям древних, грех и похоть. Правда, сделаны они из скатов, но это не беда. Светящиеся гирлянды морских губок - так называемые цветочные корзины Венеры, которые в Японии считаются отличным свадебным подарком. Эротические гравюры, процарапанные на зубах и клыках морских животных и привезённые моряками из дальних стран. Эротические снадобья, которые, говорят, можно и сегодня найти в интернете.
Экскурсовод расскажет, что знаменитая «шпанская муха» это не муха, а жук Lytta vesicatoria, и его употребление не приводит к желаемому сексуальному драйву, как считалось в былые времена, но зато облегчает боль. С этой целью «шпанскую муху» даже продавали в аптеках в Финляндии.
Мифические русалки, оказывается, имели реальных прототипов. Скорее всего, ими были ламантины или морские коровы - водяные млекопитающие, живущие в тропиках, которые на деле выглядели не так романтично и привлекательно, как гласит молва. Но издали, да ещё ночью, их можно принять за человекообразных существ с хвостом.
Надо заметить, что показ выставки "Секс и море" в Котке весьма символичен. Ведь Морской центр Велламо находится в старом порту Кантасатама, где когда-то здесь каждый день швартовались до сотни судов, а в припортовый район был забит ресторанами и барами. Один из них – ресторан Kairo - успешно работает и сегодня. В нём когда-то пела ветреная и любимая моряками Розалия Гуревич, которую назвали Розой Котки и сложили о неё прекрасную песню.
Не будем больше вдаваться в подробности выставки. Всё-таки тема интимная, и некоторые её экспонаты лучше смотреть, а не читать описания. Стоит ли её посмотреть? Безусловно, стоит. Вряд ли вы найдете ответ на вопрос «Правда ли, что у моряка в каждом порту по жене», но зато узнаете много того, чего больше негде узнать.
Часы работы Морского центра Велламо: вторник, четверг – воскресенье – с 10 до 17; среда – с 10 до 20, понедельник – закрыто.
Билеты: взрослые - 10 евро; cтуденты, пенсионеры и военнослужащие - 6 евро; дети до 18 лет бесплатно.
По средам с 17 до 20 часов вход на выставки свободный.
Адрес: Tornatorintie, 99
Да, там были такие... откровенные моменты, особенно, если фильм на английском смотреть... Но и вообще много познавательного. Когда я теперь встречаю этих парных кошечек в финских кирписах, то всегда улыбаюсь. Многие ведь и не знают, какая у них история.
Поезжайте в Котку, на выставке всё есть.
Люда, ты же знаешь: если мне не нравится, я просто не пишу. А про диванчик с бархатной обивкой я и забыла.
В минувшую субботу очень много посетителей было в Морском центре Велламо в Котке...особенно на новой выставке...билет приобретается на целый день, можно входить, выходить перекусить и решить дела в городе, и, наконец-то вернувшись и обнаружив что зал выставки пуст, (никто не мешает) усесться на мягкий диван (или кровать) и наслаждаться прекрасным фильмом dkvssо бесконечно чарующем обнаженном теле...