В музее Южной Карелии в Лаппеенранте открылась выставка «Цвет — это свет: от Саймы на восток по цветным фотографиям», на которой можно увидеть первые цветные фотографии Финляндии. Сделал их Сергей Прокудин-Горский, и это имя должно быть известно любому, кто держит в руках фотоаппарат.
Ученый, фотограф, редактор журнала, общественный деятель, преподаватель - Сергей Прокудин-Горский вошел в историю России как пионер цветной фотографии, создавший фотолетопись российской империи. Он объездил одиннадцать регионов страны от Финляндии до Тобольска, снимая храмы, города, стройки, природу, власть имущих и простых людей. Его проект «Коллекция достопримечательностей Российской империи» не мог быть осуществлён без поддержки Николая II, который сам увлекался фотографией. Для передвижения по стране император предоставил Прокудину-Горскому свой вагон.
Более сотни цветных снимков были напечатаны на открытках, в книгах, брошюрах, некоторые, например, знаменитый портрет Льва Толстого, изданы в виде больших «настенных картин».
После революции в 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал из России во Францию, где и умер в 1944 году. Семья продала его архив, сегодня всё наследие (1902 черно-белых негатива и 14 альбомов с монохромными контрольными отпечатками) хранится в Библиотеке Конгресса США. В 2001 году все негативы были оцифрованы и выложены в свободный доступ.
Интендант музея Южной Карелии Сату Столберг рассказала корреспонденту TS, что идею провести выставку Прокудина-Горского вынашивали несколько лет. Именно здесь, в Южной Карелии, он впервые опробовал метод цветной съемки на черно-белые пластины через три фильтра – красный, зелёный, синий.
Каждому, кто когда-нибудь занимался обработкой цифровых фотографий, знакома эта аббревиатура – RGB. Но, даже не подозревая о существовании этого метода, который называется цветоделением, мы сталкиваемся с ним каждый день. Все современные цифровые устройства используют метод RGB для передачи изображения на экран – в мониторах, дисплеях телефонов, телевизорах.
Технология цветоделения, которой пользовался Прокудин-Горский, была придумана еще до его рождения, а первый экспериментальный цветной снимок был сделан в 1861 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. 40 лет ученые из разных стран бились над тем, чтобы новая технология смогла идеально передавать цвета со всеми их нюансами. Слабое звено в технологии составляла эмульсия, которой покрывались пластины: не получалось добиться, чтобы она была одинаково чувствительна ко всем цветам спектра.
Заслуга Прокудина-Горского заключается в том, что он придумал рецепт эмульсии, которая передавала цвета без искажений, в максимально приближенном к натуральному виде. Интересно, что открытие состоялось во время его работы в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге. Лабораторией руководил профессор Адольфа Мите, в то время – главный специалист по методу цветоделения. Газеты того времени писали, что ученик превзошел своего ученика. Прокудин-Горский получил патент на свое изобретение. В 1903 году по его чертежам было сделано оборудование для цветной съемки и проекции цветных изображений со стеклянных пластин.
Фотоаппарат, которым пользовался Прокудин-Горский, работал по следующему принципу. В кассете одна над одной располагались три стеклянные пластины. Перед каждой пластиной располагался светофильтр - красный, зелёный и синий. Камера засвечивала пластины по очереди, после экспозиции первой пластины на ее место по одной поступали следующие пластины. Экспозиция длилась около одной минуты благодаря пружинному механизму, который ускорял падение двух верхних пластин.
Так началась эра цветного фото. И хотя в России были и другие фотографы, использовавшие этот метод цветной съёмки, только Прокудин-Горский смог создать такое количество фотографий. Кроме того, он первым в России освоил технологию печати в «натуральных цветах» с тройных пластин.
Фотографии, выставленные в Музее Южной Карелии, принадлежат музею Галлен-Каллелы, который находится в Эспоо. Составлением «финской» коллекции Прокудина-Горского занимались фотографы Микка Пеккари и Туомо-Юхани Вуоренмаа. В разных вариациях она была представлена дважды – в музее Галлен-Каллелы и в музее Савонлинны. В нынешней экспозиции есть отпечатки, которые не показывались раньше в Финляндии. Основой этой выставки стали фотографии, сделанные в Суоми и регионах России, где жили ингерманландские финны и карелы. Это Луга, где располагалось имение тестя Прокудина-Горского, Пермь, Тверь, Торжок, побратим Савонлинны.
- Еще не так давно существовало заблуждение, что Прокудин-Горский начал снимать в 1905 году, - говорит Сату Столберг, - однако сегодня точно известно, что первую фотосъемку он произвел в Финляндии в августе-сентябре 1903 года.
По мнению исследователей творчества русского фотографа, его финляндское путешествие началось вскоре после того, как он получил из Германии камеру. Проходило оно по следующему маршруту: из Райвола (предположительно) в Выборг, далее через Сайменский канал на Сайму, затем в Савонлинну (в то время Нейшлот) и Пункахарью, популярный тогда среди россиян курорт. Всего в Финляндии было снято около 60 снимков, однако сохранились лишь треть оригинальных негативов.
Возможно, самое романтическое фото Сайменского канала было сделано Прокудиным-Горским в районе поселка Лауритсала, который сегодня является одним из районов Лаппеенранты. Оно же свидетельствует в пользу того, что фотограф заранее выбрал это место для съёмки. Снимок сделан с той же точки, что и чёрно-белая фотография И.К. Инха, размещенная в альбоме «Suomi kuvissa» (Финляндия в фотографиях). Альбом был издан на шести языках в 1896 году для популяризации видов Финляндии в мире. С финским фотографом Прокудин-Горский мог встречаться на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где они оба побывали.
В экспозиции присутствуют также фотографии, сделанные во время путешествий по Сибири и азиатской части России – Екатеринбургу, Тобольску, Казахстану, Волго-Балтийскому каналу, Соловцу, Мурманску, который стал последней точкой в странствованиях в вагоне, предоставленном Николаем II.
Имя Прокудина-Горского не было передано забвению в советские годы, как иногда пишут в прессе, но настоящий взлет интереса начался в 2000-ых, когда его снимки стали доступны всем. Многие специалисты занялись изучением биографии и творчества Прокудина-Горского. В 2011 году было создано интернет-сообщество, в рамках которого объединились исследователи и любители его творчества. Здесь можно найти наиболее полную и точную информацию о Прокудине-Горском и его коллекции. Что особенно ценно, участники сообщества пытаются закрасить «белые пятна», которыми изобилует биография мастера цветной фотографии. Например, даже на сайте Библиотеки Конгресса США неправильно указано место его рождения – город Муром, Владимирская область. Между тем, как известно сегодня точно, Сергей Михайлович родился в имении Прокудиных-Горских Фуникова гора в Покровском уезде Владимирской волости 18/30 августа 1863 года. Встречаются и другие несоответствия и вопросы, главный из которых: куда исчезла значительная часть негативов из коллекции мастера. Известно, что Прокудин-Горский отснял не менее 3500 тройных негативов. В Библиотеке Конгресса сохранено 1902 цветных и около 700 ч/б снимков. Не известно, куда делись остальные. До сих пор не установлено, каким образом и когда Прокудину-Горскому удалось вывезти за границу коллекцию стеклянных пластин.
«Финский» период в творчестве Прокудина-Горского также мало исследован. До недавнего времени не было точно известно, в каких местах были сделаны снимки. Как уже говорилось, съёмка производилась в августе-сентябре 1903 года, а представление снимков обществу состоялось в Санкт-Петербурге в яынваре 1905 года. За давностью времени, отсутствием записей и забывчивостью, Прокудин-Горский указывал места финляндской съёмки приблизительно. Из-за этого их приходилось устанавливать уже в наше время эмпирическим путем. Этим занимались члены сообщества любителей творчества Прокудина-Горского, о чём можно подробно почитать на сайте. Так, например, было определено, что снимок с красным сараем и лодками был сделан именно в Пуанкахарью, а место по имени Юстола, которым подписаны два снимка, находилось там, где сегодня расположен погранпункт «Брусничное».
Выставка в музее Южной Карелии, помимо её несомненного художественного эффекта, может выявить, возможно, сохранившуюся в местных архивах информацию о том, как Прокудин-Горский фотографировал княжество Финляндское.
Выставка «Цвет — это свет: от Саймы на восток по цветным фотографиям» продлится до 4 апреля 2017 года.
Музей Южной Карелии находится по адресу: Кристианинкату, 15, Крепость, Лаппеенранта.
Цена билета:
взрослый - 8 евро,
пенсионеры, студенты, безработные - 7 евро,
бесплатный вход до 18 лет.