Terve Suomi - Финляндия для любознательных
    XXX неделя финского кино: и вновь Мика Каурисмяки

    XXX неделя финского кино: и вновь Мика Каурисмяки

    25 октября в Санкт-Петербурге начинается 30-я Неделя финского кино. В программе 12 полнометражных картин, в том числе две детские, три документальных фильма и подборка короткометражек. Показы пройдут в кинотеатрах «Аврора» и «Ленфильм» с 25 октября по 3 ноября.
    Это лучшие фильмы Финляндии, по заявлению организаторов, вышедшие в прокат в 2018-2019 годах и отмеченные наградами на различных кинофестивалях.  В создании этого большого кинопраздника принимают участие Финский кинофонд, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге и наш собеседник, кинокритик, киновед, журналист Алексей Дунаевский.
    Алексей Дунаевский занимается отбором фильмов для показа на Неделе финского кино с ее возникновения. Его мы расспросили, как всё начиналось, и как изменилось финское кино за тридцать лет. 
    - 30 Неделя финского кино открывается фильмом Мики Каурисмяки «Мастер Чен». Почему именно он?
    - Иначе и быть не могло. Во-первых, фильм снят только что и буквально на днях вышел в прокат в Финляндии. Ну, а главное, что Мика Каурисмяки с самого начала был крестным отцом нашей недели. Без его помощи невозможно было бы провести ни первый, ни второй, ни третий фестиваль. В то время он был совладельцем компании, имеющей права на фильмы обоих братьев – Мики и Аки Каурисмяки. Старшему из них мы обязаны нашими первыми шагами, и практически все фильмы Мики Каурисмяки были у нас показаны. Поэтому мы не только открываем юбилейную Неделю его фильмом, но и приглашаем его как гостя фестиваля.
    - Как всё начиналось?
    - Сейчас у нас по осени фестивальный бум, а тогда никто толком не понимал, за что мы берёмся.  Моя миссия заключалась в том, чтобы перевести фильмы и прочитать текст в зале. Остальные члены команды занимались организационными вопросами: договориться с кинотеатрами, встретить гостей. Мы только начали делать первые шаги в понимании того, что такое финское кино. Прямо сюда, в Ленинград, присылали видеокассеты с финским кино. И я помню, как смотрел фильм за фильмом.
    - Каким 30 лет назад было финское кино?
    - В те годы в Финляндии все режиссеры принадлежали старшему поколению, и не каждый их фильм мог впечатлить ленинградцев. Представьте кино про деревенскую свадьбу, про совершенно не смешные для нас рождественские приключения или медленно разворачивающиеся взаимоотношения мужа и жены. Это было мучительно задумчивое кино. 
    Ситуация изменилась в конце 90-х, когда в кино пришла армия молодых режиссеров. Они стали снимать другое кино – энергичное, впечатляющее, очень похожее на европейское. Но мы ещё были далеки от целостной картины финского кинематографа. Понимание пришло, когда у нас наладились нормальные рабочие отношения с Finnish Film Foundation.
    -  То есть, у вас не сразу сложилось сотрудничество с Кинофондом Финляндии?
    - Просто они не сразу были готовы к столь тесному сотрудничеству. Я прекрасно помню свои первые визиты. Финских фильмов с английскими субтитрами часто не было. К моему приезду выделяли переводчицу, она заказывала зал, переводила фильмы. Всё это было достаточно сложно. К тому же мы, не зная механизма, известного финским партнерам, требовали лучшие фильмы, а они обычно были расписаны по фестивалям и кинорынкам. Так что финнам с нами было не совсем просто.
    Кадр из фильма "Пустота"
    - Вы много лет занимаетесь подбором фильмов для Недели финского кино. Каковы критерии отбора?
    - Каждая картина в программе соответствует следующим критериям. Она должна вызвать большой интерес в самой Финляндии, достичь успеха за пределами Финляндии, иметь международные или национальные премии. В самой Финляндии - это национальная премия Jussi. Кроме того, мы традиционно выбираем фильмы, иллюстрирующие творчество известных режиссеров Финляндии, которых мы представляли все эти 30 лет. Например, мы показывали практически все фильмы Маркку Пёленена и братьев Каурисмяки. 
    - В чем интерес финской стороны в предоставлении фильмов для показа на фестивале в Петербурге? Ведь их не приобретают для российского проката. 
    - Это так, к сожалению. Сотни интересных финских, венгерских, датских, румынских и прочих фильмов не попадают в наш прокат по причинам, обсуждать которые сейчас нет смысла. Поэтому фестивали являются единственной площадкой, где можно увидеть картины, которые никогда не покажут в наших кинотеатрах.  Но, кстати, некоторые финские фильмы все-таки появились в российском прокате: «Братья» Мики Каурисмяки, «Неприкаянные» Аку Лоухимиеса, «Братки» Алекси Мякеля. Ещё одна картина, которую мы покажем на Неделе, точно появится в наших кинотеатрах - «Собаки не носят штанов». Это хит Каннского фестиваля, её там и купили, прокат начнётся 8 ноября.
    Кадр из фильма "Собаки не носят штанов"
    - Вы говорили про глобализацию и универсальность. Но мне кажется, что финское кино всё-таки оно сохранило свой национальный характер.
    - Природа финского кинематографа проявилась с момента его возникновения. В эпоху немого кино, к примеру, выходила серия документальных фильмов «Финляндия», в которых были новеллы о спорте, реках, озерах, мостах, улицах Хельсинки. Эти очень простые фильмы-зарисовки люди смотрели много раз. Уже тогда стало ясно, что финны хотят видеть на экране свои деревни, свою природу, свои города, всё – своё. Подтверждением служит тот факт, что 26 процентов всех кинозрителей в Финляндии смотрят свое финское кино. 
    - Как эта тенденция проявляется в программе нынешней недели? 
    - Например, в фильме «Симфония природы», который продолжает «Сказку об озере», показанную три года назад на Кинонеделе. Оба этих фильма – о красотах и уникальности финской природы. Или последний фильм Маркку Пёленена, о котором я говорил ранее. Пёленен – это «Орфей финской провинции». Всю жизнь он был и остается едва ли не единственным финским режиссером, который последовательно снимает финскую глубинку. Мы покажем его фильм «Земля надежды». Это картина о любви и верности, действие которой разворачивается в финской деревне в сложные для страны послевоенные годы. Картина была удостоена двух премий «Юсси» – за лучшее исполнение женской роли и лучшую работу художника.
    - В программе есть другие фильмы, получившие «Юсси»?
    - Фильм «Пустота» получил даже четыре премии «Юсси»: «Лучший фильм года», «Лучшая режиссура», «Лучший монтаж» и «Лучший звук». И он участвовал в конкурсной программе Московского кинофестиваля. Это картина о сложных отношениях супружеской пары, в которой жена преуспевает, а у мужа всё не ладится, и на этой почве возникает конфликт. Картина синефильская, чёрно-белая, очень актерская.
    - Два года назад вы показали фильм «Ворчун», который в Финляндии побил многие рекорды. Будут ли на нынешней Неделе фильмы, которые превзошли «Ворчуна»?
    - Пока этот рекорд никто не побил, но мы представим на нашей неделе самые популярные фильмы 2019 года. Некоторые их них – «Аврора» и «Глупое молодое сердце» – мы специально поставили на выходные, ожидая успех у наших зрителей.
    Кадр из фильма "Аврора"
    - Что ждать зрителям от последнего фильма Мики Каурисмяки? 
    - На мой взгляд, эта картина о ксенофобии и ее преодолении. О том, как провинциальные финны, вытаращив глаза, смотрят на чужака, свалившегося им на голову. Поскольку в финских городах иностранцев уже много, Мика показывает деревню в Лапландии, куда прибывает китаец, и местным жителям придется с ним как-то ужиться. Картина добрая, о взаимопонимании между людьми, о том, что важно насколько человек добр, и достаточно ли этой доброты, чтобы погасить все недопонимания, которые могут возникнуть между людьми разных национальностей.

    Комментарии  
    +1
    О да! Финское кино это взрыв мозга, никогда не знаешь, что от него ждать!
    +2
    Молодцы финны. Пойдём смотреть.
    Добавить комментарий