После двухлетнего отлучения от Финляндии первым делом поехала в Хамину и ближайшие окрестности. Во-первых, повидаться с любимыми подругами; во-вторых, на выставку «Туве Янссон и море», которая проходила в ратуше Хамины. Успела, что называется в уходящий поезд. 13 августа выставка закрылась.И, да, этобыла предпоследняя поездка в Финляндию пере тем, как финны закрыли границу для обычных туристов.
Приехала я буквально без пяти одиннадцать и запарковалась напротив киоска с мороженым. Рядом тут же остановилась финская машина с бабушкой, внучкой и, очевидно, папой. Оказалось, они приехали за мороженым и ждали открытия киоска. Детали, ничего не значащие, но на меня напали давнишние воспоминания. Много лет назад местный экскурсовод рассказывала участникам пресс-тура, среди которых была и я, как здесь – вот именно здесь! – в 1809 году обсуждались условия будущего Фридрихсгамского договора. За киоском с мороженым стоит камень, где располагался дом купца Трюкина, в нем квартировалась шведская делегация. А на месте церкви Павла и Ионна стоял дом коменданта, где жили русские. Пока суть да дело, в ратуше давали балы на радость местным невестам, их папенькам и маменькам. Ну, а результатом договора стало вхождение Финляндии в состав Российской империи. «Русский след» всплыл интуитивно, но, как оказалось, не случайно.
Ратуша Хамины, год постройки 1798
Ратуша в Хамине обычно открыта для всех. Иногда я захожу туда, пардон, чтобы воспользоваться жизненно необходимыми удобствами (на первом этаже сразу налево). Иногда, чтобы проверить почту, вот только сейчас не обратила внимание, работал ли вай-фай. А однажды поднялась на второй этаж, просто чтобы сфотографировать висящие здесь портреты русских императоров. Во время выставки все помещения второго этажа, соединённые между собой по кругу, занимало творчество Туве Янссон. Точнее, крошечная часть созданного художницей, которая известна в России как «мама муми-троллей». На самом деле, Туве Янссон в первую очередь считала себя живописцем и графиком, а писательство долго воспринимала как хобби, о чем не раз писала. Мне повезло побывать на ее выставке в Атенеуме несколько лет назад, но там нельзя было снимать. И вот сейчас спокойно и без косых взглядов можно посмотреть и даже поснимать.
Строительством выставки занимался Александр Райхштейн, создатель экспозиции, посвященной 75-летию муми-троллей. Выставка прошла в Хельсинки в самый разгар пандемии, в 2020 году, и, к сожалению, мало кому из россиян удалось её увидеть. Но нам тогда удалось у него взять интервью.
Повод для выставки был, даже два. В 1952 году город Хамина, в прошлом Фридрихсгамн, отмечал 300-летие. Было решено заказать две картины молодой художнице Туве Янссон. Картины должны были отразить морскую историю города. Тремя годами раньше она написала фрески в технике эль-секко для профтехучилища и детского сада в Котке. В 2017 году мы побывали там с гидом Людмилой Айраксинен, фоторепортаж, кому интересно, можно посмотреть здесь.
Вход на выставку "Туве и море" в Ратуше Хамины, 2022 г.
Кадр из фильма, снятого Тууликки Пиетиля на 8-мм плёнку
Для Янссон такие заказы были спасательным кругом в сложной финансовой ситуации, сложившейся в послевоенные годы. И, вот работа выполнена, и хрупкая Туве сама, на автобусе, привозит в Хамину две огромные картины. Их размеры – пять метров на полтора. По задумке городского совета они украшают стены Маршальского зала городского общественного здания Seruahuone, где в то время располагалась мэрия. Маршальский зал, соответственно, назван так в честь Густава Маннергейма, который одно время учился в кадетской школе, расположенной в Хамине. Его, правда, отчислили в 1886 году за плохое поведение, но это уже другая история. Сейчас Seurahuone является гостиницей и просто так, зайдя с улицы, посмотреть картины Янссон было невозможно. Выставка работ Туве Янссон, открытая через 70 лет после того, как она выполнила заказ к 300-летию Хамины, стала прекрасным поводом для привлечения туристов в Хамину. Кстати, пока я гуляла по выставке, народ всё прибывал.
Туве Янссон. Рай. Холст, масло. 1939 г.
Выставка совсем небольшая и была построена по круговому принципу. В первом зале я залипла у экрана, на котором показывали уникальное видео, снятое Тууликки Пиетиля на 8-миллиметровую камеру на острове Кловхарун, одном из островов архипелага Пеллинки неподалёку от Порво. На этом острове подруги проводили летние месяцы в течение тридцати лет. Смеющие, радостные лица, не дающие повода усомниться в том, что живущие здесь люди счастливы. Но с точки зрения современного обывателя, привыкшего к комфортной жизни, организация быта на острове была ужасно сложным делом. Пока строился дом, Туве и Тууликки жили в палатке. На маленьком каменистом острове не было ни электричества, ни пресной воды. За продуктами и водой надо было ехать достаточно далеко, на другой остров. А если была плохая погода, и нельзя было выйти в море, они собирали дождевую воду. Однако лишь в 1995 году, когда здоровье уже не позволяло выносить тяготы такой жизни, Туве отказалась от поездок на остров.
Туве Янссон. Пикник. Гуашь, картон. 1930 г.
Сигне Хаммарштен-Янссон. Карта острова Bredskar.
Говоря о любви Туве к морю, обычно вспоминают, что на лето вся семья переезжала на остров Suur Pellinki – Большой Пеллинки. Но Янссоны не проводили там время, как туристы или дачники. Они жили как настоящие островитяне, как местные, в полном смысле этого слова. Эти счастливые летние месяцы подарили Туве множество впечатлений, которые стали сюжетами ее повествований. Кто не читал, очень советую её книгу «Дочь скульптора» и «Работай и люби» Туулы Карьялайнен, обе изданы на русском. Там есть всё, чтобы понять, почему Туве была великой сказочницей, почему она любила море, и почему море становится важным элементом во многих её книгах.
Поскольку выставка называлась «Туве и море», то к хедлайнерам из Сеурахуоне подобрали небольшую, но весьма яркую и стилистически разнообразную мозаику её работ, посвященных морю. Ранняя графика и иллюстрации Туве, её живопись «французского» периода 30-х годов и абстракционизм 60-ых, и даже одна работа Сигне Хаммарштен-Янссон – матери Туве. Среди работ, вдохновленных поездкой в Бретань, знаменитый «Синий гиацинт», «Вид на гавань» и «Курильщики водорослей». Стоило приехать сюда, даже чтобы увидеть эти шедевры молодой Туве Янссон. И тем более неожиданными были работы, посвященные истории Хамины.
Здесь и выше подборка картин Туве Янссон, написанный во время "французского" периода
Янссон изобразила два сюжета. На одном кадеты Финляндского кадетского корпуса мило общаются с юными барышнями на фоне вполне узнаваемых видов Хамины. На другом практически те же герои помещены на дно морское. Оба сюжета выполнены в нереалистичной цветовой гамме, а второй к тому же выглядит как сказочный эпизод, в котором присутствуют водоросли, рыбы, русалка и два муми-тролля. По этому поводу жители Хамины даже выдвигали версии, что именно на их картинах впервые появились эти существа. Но увы. Как известно, впервые забавных бегемотиков зеленоватого цвета Туве нарисовала еще до войны. По одной версии в туалете родительского дома, о другой – в мастерской. Окончательную форму и цвет они приобрели позже. Но даже на фресках в детском саду в Котке муми-тролли уже присутствуют.
Фрески Туве Янссон, посвященные истории Хамины
Почему Туве Янссон именно таким образом интерпретировала историю Фридрихсгамна (Хамины), история умалчивает, но получилось в её духе: загадочно и сказочно. Но один элемент в этих картинах выглядит абсолютно реалистично. Это форма, в которую одеты кадеты. Согласитесь, что-то в этих фигурах есть родное и совсем не финское! Почему-то сразу всплывают в голове строки про женщин, которые кричали ура и бросали в воздух чепчики.
Фантасмагория Туве Янссон на тему морской истории Хамины. 1952 год
Подпись Туве Янссон на одной из фресок, написанных к 300-летию Хамины
Тут мне вспомнилось статистическое исследование семей русских военных чинов и финляндских женщин, написанное историком Алексеем Шкваровым. Серия работ, одна из которых посвящена Фридрихсгамскому гарнизону, называется
«Когда пришли русские…». Кадетский корпус был основан в 1819 году на базе Корпуса военных топографов, естественно российского, поскольку Финляндия была частью Российской империи. В 1830 году строевым чинам корпуса установлены мундиры, как в столичных (то есть в петербургских) кадетских корпусах. Именно такие, какие изображены на картинах Туве Янссон.
Интереса ради, полистала том, посвященный Фридрихсгамскому гарнизону. Кадетам, конечно, жениться было рано. А вот строевые чины, судя по статистике, приведённой Алексеем Шкваровым, женились на местных барышнях – дочерях служивых разных рангов, мещан, купцов, «вольных девках» и вдовах, большинство из которых были местными уроженками. Вот такой случился неожиданный «русский след» на романтичных картинах Туве Янссон, посвященных 300-летию города Хамина.
Это правда, я на Финляндию часто смотрю под таким углом. Спасибо за комплимент!
Просто автор любит Финляндию, несмотря ни на что. И тоже любит и виды Хельсинки, и французские пейзажи, и ее "взрослые" книги.