Terve Suomi - Финляндия для любознательных
    Биргер Карлштедт и Золотая кошка

    Биргер Карлштедт и Золотая кошка

    Финский художник шведского происхождения Биргер Карлштедт – малознакомая фигура для российских любителей живописи. Мне посчастливилось познакомиться с его творчеством на выставке в музее Amos Rex в 2019 году. Получилось так, что выставка подходила к концу, и написать о ней я уже не успевала. Но недавно нашла папку с фотографиями и подумала, а почему бы и нет? Пусть финны запрещают все русское, но мы же не такие.

    karlstedt 2 2

    О музее Amos Rex я уже писала, но пост, очевидно, пропал во время «переезда» сайта. Обязательно расскажу о нем отдельно, а пока рекомендую любителям искусства, и особенно современного, следить за расписанием выставок в Amos Rex. Команда, которая здесь работает, находит интересные темы для запоминающихся современных выставок.

    Помимо временных, здесь есть постоянная экспозиция работ из коллекции Сигурда Фростерауса, архитектора универмага Стокманн и мецената. Музею принадлежит обширная коллекция работ финских художников в стиле модерн начала прошлого века, в том числе, произведений Биргера Карлштедта (1907 - 1975 г.г.) - пионера модернизма и абстракционизма в Финляндии. Они составили основу временной выставки о Карлштедте, помимо них были представлены работы из других финских музеев.

    Семья и школа

    Денди, красавец, полиглот, Биргер Карлштедт родился, как говорят, с серебряной ложкой во рту 12 июля 1907 года. Семья Биргеров принадлежала богатому и влиятельному шведоязычному большинству. Папа – Джон Вильгельм Карлштедт – занимался бизнесом, мама – Аманда Жозефина Карлштедт – владела несколькими ресторанами в Хельсинки. 

    Дома говорили на шведском, французском и немецком, а в школе Биргер выучил и финский. Семья жила в самом престижном районе Хельсинки на улице Алексантеринкату, 12, в доме Балдера – Balderin Talo. Это историческое здание было построено в 1814 году по проекту архитектора Пера Гранштедта после большого пожара, который уничтожил в 1808 году почти весь центр Хельсинки. Дом Балдера известен каждому туристу, побывавшему в финской столице: он смотрит окнами на знаменитый Кафедральный Никольский собор, построенный по проекту Карла Энгеля, а на первом этаже сегодня расположены сувенирные магазинчики и кафе. 
    Детство Биргера Карлштедта было привилегированным: он рано начал путешествовать, благодаря чему познакомился с европейским искусством. Образование будущий художник получил в Школе Ассоциации изящных искусств Финляндии и Центральной школе прикладного искусства в Хельсинки. Однако наибольшее влияние на Карлштедта оказало обучение в Париже, а также в художественных школах Bauhaus и De Stijl.
    Дом Балдера на Алексантеринкату, 12, Хельсинки. Фото: Википедия.
    «Золотой кот»
    Впервые Биргер Карлштедт громко заявил о себе в 1929 году. 22-летний художник, уже располагавший собственной мастерской, и его первая жена Ингегард Форселес (Ingegard Jacquette of Forselles (1906-1933) оформили интерьеры кафе La Chat Dore – «Золотой кот». Кафе-ресторан располагалось в самом центре Хельсинки, на улице Юнионинкату, 24. Им управляла мать Биргера – Аманде Жозефина, которая часто выступала в роли его мецената.
    В столице Финляндии в конце 20-х годов прошлого века царила бурная атмосфера. Страна пришла в себя после Гражданской войны, народ желал расслабиться и повеселиться, в Хельсинки появился американский джаз, в ресторанах стало модным держать собственные оркестры, а самым популярным из них стал оркестр Dallape. Таким модным местом в Хельсинки стал «Золотой кот». Даже с позиции сегодняшнего дня интерьеры ресторана выглядели очень свежо и необычно, а для своего времени он был абсолютно авангардным. Золотая кошка (или кот) на входе как символ ресторана, яркая цветовая гамма – оранжево-красный, синий, жёлтый, голубой, чёрный, необычная мебель из гнутых стальных труб, абстрактная роспись на полу, функциональный интерьер – все это отвечало урокам, вынесенным Карлштедтом в школе Баухауса, – эстетика должна сочетаться с утилитарностью. Последнее качество по отношению к ресторану подразумевало возможность поддерживать чистоту и безопасность для посетителей на высоком уровне.
    Эскиз Биргера Карлстедта, кафе Chat dore. Фото: Amos Rex
    «Золотой кот» позиционировал себя как заведение, привлекательное для женщин. Сюда приходили художники, писатели, актеры, студенты. В духе модных тенденций в кафе играл постоянный оркестр, посетителям предлагали бутерброды, закуски, кофе, крепкий чай. Но в обстановке сухого закона «крепкий» чай не давал ресторану необходимой прибыли для выживания. Был ли тому виной сухой закон, высокая ценовая планка, неготовность жителей Хельсинки оценить новомодное оформление интерьеров, но, несмотря на благожелательные отзывы прессы, в 1933 году Аманда Карлштедт была вынуждена закрыть заведение, а новый хозяин сразу же уничтожил интерьеры.
    Кафе "Золотой кот" в музее Amos Rex
    Информация о том, что «Золотой кот» вновь откроется в рамках выставки, взволновала жителей Хельсинки. Многие посетители заглядывали сюда на рюмочку «крепкого» чая». Как в былые время, в чай добавляли коньяк, а также предлагали глинтвейн перед Рождеством.
    Помимо кафе посетители могли виртуально заглянуть в Русский кабинет. Во времена Карлштедта он располагался в подвальном помещении без окон. Здесь собирались небольшие группы, чтобы отметить какое-то событие или просто пообедать в приватной обстановке. Фальш-окна искусственно подсвечивались, роспись, выполненная здесь Карлштедтом стилистически отличалась от росписи в кафе и особенно от абстрактной росписи пола. На выставке Русский кабинет был воссоздан с помощью технологии дополненной реальности на основе сохранившихся рисунков художника.
    Эскиз "Русского кабинета" Биргера Карлштедта
    «Золотой кот» считается отправной точкой карьеры Карлстедта как художника и сценографа в 40-х и 50-х годах. Впечатляет разнообразие стилей, в которых работал Биргер Карлштедт. Он был прирожденным экспериментатором, и трудно сказать, какой из стилей был ближе его творческой натуре.
    Зрители на выставке Биргера Карлстедта в музее Амос Рекс
    Ужас
    «Крик» Эдварда Мунка известен всему миру. У Карлштедта есть свой хоррор. Маленькая акварель в абстрактном стиле, написанная в конце 20-х, когда он жил в Париже, так и называется – «Ужас». Композиция – чёрная спираль, пронзенная желтым клинком, как будто вырастающая из глаза, похожего на человеческий – выглядит мрачно и тревожно. Это аллюзия на экспериментальную сюрреалистическую короткометражку «Андалузский пёс», снятую Луисом Бюнюэлем и Сальвадором Дали в 1928 году. Она считается классикой истории кино и одним из прототипов жанра фильмов ужасов. Кульминацией фильма является сцена, в которой в крупном плане показано, как женское глазное яблоко разрезают бритвой. Неизвестно, видел ли Карлштедт фильм или только кадр на афише, но акварель отражает эмоции, которые вызывает фильм Бюнюэля. Его можно посмотреть в интернете, весьма рекомендую. Ни одна женщина при съёмках не пострадала.
    Ужас. Биргер Карлстедт. 1929 г.
    Натюрморты
    Любимой и, очевидно, востребованной темой Карлштедта были натюрморты. Он писал натюрморты в разных стилях, даже в кубистическом.
    Самые яркие и выразительные относятся к периоду 30-40-х годов.  В некоторых прослеживается связь между тем, что изображено на полотне, с жизнью художника. Например, первая страница газеты, запечатлённая в полотне из собрания Национального художественного музея Атенеум напоминает о том, что в семье говорили на шведском. Он писал также для этой газеты статьи об искусстве и своих путешествиях.
    Натюрморт. Биргер Карлштедт. 1941 г.
    Натюрморт с бананами. Биргер Карлстедт. 1940-е г.г.
    На природе 
    Лето Карлштедты проводил на собственной вилле в Матинкюля. Вилла располагалась рядом с берегом моря в окружении роскошного сада. С неохотного разрешения матери Аманды Биргер построил здесь студию, совмещенную с домом. Принадлежащая Аманде Villa Karlstedt, построенная по проекту Ларса Сонка (Lars Sonck), и вила Биргера Fyrenas до сих пор расположены на этом участке. Отблески жизни в этой деревенской идиллии запечатлены в полотнах Биргера 30-х годов. Соседи, слуги, сад с его растениями вдохновляли художника.
    Пикник 
    Одна из картин этой серии называется «Пикник» и перекликается в какой-то степени с «Завтраком на траве» Эдуарда Мане. Здесь также присутствует корзина для завтрака и обнаженная женщина. Остальные детали указывают на место, где состоялся пикник: это явно вилла Биргера в Матинкюля. Даже нарисованный справа борщевик, который теперь считается особо вредным растением, можно узнать по фотографиям сада в семейном альбоме.
    Пикник. Биргер Карлштедт. 1934 г.
    Африка
    Северная Африка давно привлекала западных туристов. В 1938 году Карлштедт на два месяца отправился из Парижа в Марокко и Алжир. Он тщательно спланировал поездку, собрав информацию о местах, где собирался побывать. Во время путешествия делал репортажи для газеты Hufvudstadblabet. Карлштедт изучал местное культурное разнообразие, результатом чего стала сотня эскизов. После путешествия он написал маслом более 20 полотен, на которых изображены местные жители. Самое известное полотно из африканской серии – Mwamba Goor.
    Произведения североафриканского искусства были выставлены в Художественной галерее Хельсинки осенью 1938 года, а также в Швеции и получили хвалебные отзывы за восхитительные цветовые решения. 
    Африканский цикл. Биргер Карлштедт. 1938-1939 г.г.
    Тайны художника 
    На любой выставке машинально прсматриваю картины, которые я бы приобрела, если бы... Ну, вы понимаете, если бы у меня была подходящая жилплощадь. Пожалуй, что-нибудь из этого. Между работягой и поверженной статуей явно существует некий диалог. Атлант как-будто спрашивает: "За что?" У дворника одна мысль - поскорее закончить и выпить бутылочку пива. Как возник этот сюжет? Или вот картина, на которой женщина раскладывает карты. Кому она гадает, где находится этот дом, живая ли сова сидит напротив гадалки. Спросить не у кого. Меня притягивают картины,в которых есть какая-то тайна. Сожалею, что не сняла несколько полотен в духе Сальвадора Дали. Там тоже много загадок. 
    Кауттуа
    В 1949 году Карлштед создал огромный, 12 метров в ширину, мурал в городке Кауттуа в провинции Сатакунта. В послевоенные годы художники часто получали такие заказы от муниципалитетов. Например, Туве Янссон написала фрески для детского сада и училища в Котке и для мэрии в Хамине. Мурал в Кауттуа предназначался для рабочей столовой на предприятии Ahlstrom OY. Что интересно, проект Карлштедта занял лишь третье место в конкурсе, но для реализации выбрали именно его.  На выставке была представлена его проекция. Бумажная фабрика Альстрёма, названная по имени одного из первых финских промышленников, работает и фреска Карлштедта до сих пор существует. Здесь уже очевидно, что изображение работающих и отдыхающих людей передано в стилистике кубизма. Удивительно, что на странице в Википедии, посвященной этому месту, нет упоминания о фреске знаменитого художника.
    С  утра до вечера. Мурал в Кауттуа. Биргер Карлштедт. 1949 г.
    Кубизм и конкретизм
    В 30-х годах обращения Карлштедта к нефигуративному искусству не встретили отклика у публики. В послевоенные годы в Фингляндии стали относиться к этим направлениям с большим пониманием. Карлштедт тяготел к этим направлениям с начала своей карьеры и в пятидесятых стал много работать в стиле кубизма и конкретизма. Удивительно, как точный расчёт, геометрия и цвет дают ощущение движения и вызывает эмоции. 
    Колористика, безусловно, сильная сторона творчества Карлштедта, чем он и пользовался при решении разных декораторских задач. На этом фото Биргер Карлштедт со своей последней,третьей женой, пинисткой Франс Элегаард (France Ellegaard) и его дизайнерские проекты мебели и текстиля.
    Текстиль по эскизу Биргера Карлштедта
    Цветовые таблицы Карлштедта
    И напоследок, для тех, кто сумел прочитать или пролистать до конца, театральные и интерьерные эскизы Карлштедта.
    В тексте использована информация из буклета и сопроводительных табличек, подготовленных кураторами музея Amos Rex Для выставки о Биргере Карлштедте.
    Огромное спасибо чудесной Анастасии Анастасии Исаковой за сопровождение и помощь.   

    Комментарии  
    Цитирую Анна Александрова:
    Очень интересное знакомство с художником. Впечатляет поступательное развитие и безусловно современные оригинальные идеи.
    Рисунки интерьера Русского зала очень симпатичны. И, пожалуй, "Ужас" не так страшен сегодня, а скорее напоминает искусную композицию.
    Мурал вполне мог быть размещён в любой стильной Фабрике-кухне нашего времени.
    Талантлив в идеях и в воплощении их.

    .

    Да, и к страхам, и к тем художественным идеям, которые в то время появились, мы уже привыкли. Мне особенно нравится в его картинах и проектах сочетание цветов, цветовая гамма. Он был очень хороший колорист.
    +1
    Очень интересное знакомство с художником. Впечатляет поступательное развитие и безусловно современные оригинальные идеи.
    Рисунки интерьера Русского зала очень симпатичны. И, пожалуй, "Ужас" не так страшен сегодня, а скорее напоминает искусную композицию.
    Мурал вполне мог быть размещён в любой стильной Фабрике-кухне нашего времени.
    Талантлив в идеях и в воплощении их.

    .
    Добавить комментарий